На фоне стабилизации нефтяных цен около уровня в $50 за баррель, в США растет количество используемых буровых установок. Целый ряд экспертов, опрошенных The Wall Street Journal, уже объявили о скором восстановлении добычи нефти в США. Однако, несмотря на оптимистичные прогнозы, пока добыча в стране продолжает падать. А учитывая тяжелое финансовое состояние целого ряда сланцевых нефтедобытчиков, многие из них могут просто не дожить до полноценного восстановления цен.
Феникс и пепел
По данным Baker Hughes, минимальное количество буровых установок, используемых на нефтяных месторождениях, было зафиксировано 27 мая – 316 единиц. Затем их число начало расти и к 19 августа достигло 406. Эта тенденция продолжится, поскольку такие крупные производители "сланцевой нефти", как Devon Energy и Pioneer Natural Resources намерены увеличить инвестиции в бурение уже осенью.
Это свидетельствует о "стойкости американских нефтяников", считает The Wall Street Journal. По мнению опрошенных изданием аналитиков, $50 за баррель – это тот уровень нефтяных цен, при котором американская "сланцевая индустрия возродится как феникс из пепла".
Примечательно, что несмотря на рост числа действующих установок, добыча в стране продолжает падать. Конечно, негативный тренд может быть сломлен, но для достижения желаемого результата требуется увеличить объем буровых работ в разы.
Праздник для юриста, траур для кредитора
Проведение буровых работ и гидроразрыва пласта (ГРП), без которого невозможно извлекать сланцевую нефть, требует денег. Многие сланцевые компании уже находятся в тяжелом финансовом состоянии, и чтобы попытаться заработать на улучшении ценовой конъюнктуры, вынуждены постоянно привлекать кредиты в банках.
Многие не выдерживают растущей финансовой нагрузки и подают заявления о банкротстве. Юридическая фирма Haynes and Boone сообщила, что на 1 августа 2016 года количество североамериканских нефтегазовых компаний, которые обратились в соответствующие органы с заявлением о защите от кредиторов, достигло 90. При этом совокупные долговые обязательства этих компаний составили $66,5 млрд (это сопоставимо с годовым ВВП Узбекистана). Юристы Haynes and Boone уверены, что в ближайшее время работы им прибавится, поскольку они ожидают еще больше банкротств до конца 2016 года.
Эксперты также отмечают еще одну тревожную тенденцию – изменение соотношения обеспеченной задолженности к необеспеченной. Первые банкротства среди североамериканских "сланцевых" компаний были отмечены уже в феврале 2015 года, но это были небольшие предприятия, которые не играли значительную роль в нефтяной отрасли США. Кроме того, полученные кредиты были, в основном, обеспеченными – предоставлялись под залог каких-либо активов.
Ситуация кардинально изменилась в апреле этого года, когда резко увеличилось число банкротств и размер необеспеченных долгов стал значительно превышать обеспеченные. Стало очевидно, что банки США и Канады выдавали нефтегазовым производителям кредиты без залогового обеспечения. Это во многом объясняет, почему падение добычи в США не было обвальным. Американские нефтяники получали "допинг" от банков в виде кредитов, в большинстве своем необеспеченных. По оценке Haynes and Boone, на 1 августа 2016 года размер необеспеченной и обеспеченной задолженности среди обанкротившихся компаний составил $40 млрд к $26,5 млрд соответственно. Об объеме выданных необеспеченных кредитов можно только догадываться. Для банков подобная практика является порочной и может привести к финансовому краху.
Растущие долги – проблема не только небольших нефтедобытчиков и их кредиторов. Лидеры отрасли также спешно занимают деньги в банках: совокупная задолженность ExxonMobil, Chevron, Shell и BP с 2014 года выросла более чем в два раза - до $184 млрд (эта сумма уже сопоставима с годовым ВВП Румынии).
При этом нефтяные компании продолжают выплачивать дивиденды своим акционерам за счет привлечения кредитов. Чтобы свести концы с концами, они предпочитают экономить на снижении инвестиций в производственные активы, что рано или поздно приведет к падению добычи.
Сланец уже не тот
"Сланцевая революция" стала локомотивом развития реального сектора экономики США после кризиса 2008–2009 годов. До падения цен на нефть в конце 2014 года "сланцевая индустрия" обеспечивала занятость – напрямую или косвенно – почти 10 млн человек, что свидетельствует о значении этого сектора.
В США "сланцевая нефть" добывается, в основном, на четырех структурах: Bakken, Eagle Ford, Niobrara и Permian Basin. Пик добычи на всех структурах был достигнут в первой половине 2015 года, после этого началось падение, на Bakken и Eagle Ford – обвальное.
По официальным данным правительства штата Северная Дакота, где добывается более 90% нефти структуры Bakken, с июня 2015 года по июнь 2016 года производство сократилось с 1152,7 тыс. барр./сут. (пик добычи) до 973,9 тыс. барр./сут. При этом количество действующих скважин увеличилось с 9913 до 10657, что свидетельствует о том, что, несмотря на низкие цены на нефть, бурение не останавливалось. Постоянно бурились и после ГРП вводились в эксплуатацию новые скважины. Однако за тот же период средний дебит скважин снизился с 116 барр./сут. до 91 барр./сут. За всю историю разработки Bakken максимальный средний дебит был зафиксирован в июне 2010 года, составив 145 барр./сут. Сланцевые месторождения – не рог изобилия, из которого можно вечно извлекать нефть в неограниченном объеме.
Среди всех структур, где добывают "сланцевую нефть", только на Permian Basin не произошло значительного сокращения производства. Сейчас здесь добывают около 2 млн барр./сут. Компании Pioneer Natural Resources и Devon Energy, которые заявили о планах увеличить объемы бурения осенью, имеют лицензионные участки на этой структуре.
Аналитик Morgan Stanley Адам Лонгсон в июле указывал на увеличение количества буровых установок на Permian Basin и заявлял, что ожидать увеличения добычи можно через 4-6 месяцев. Однако этим планам может помешать ухудшение финансового состояния нефтяных компаний.
Намерение "сланцевых середнячков" увеличить объемы бурения звучат диссонансом на фоне сокращения капитальных затрат со стороны крупнейших американских компаний. Ряд аналитиков полагают, что даже при ценах $50-60 за баррель, нефтяные гиганты не смогут выплатить инвесторам обещанные дивиденды без увеличения долговой нагрузки. Но Devon Energy Pioneer и Natural Resources не собираются отказываться от затрат на бурение. Кто готов обеспечить финансирование этих компаний?
Финансовый толлинг
В последние годы в нефтегазовой отрасли на Западе получил широкое распространение финансовый толлинг. Толлинг – услуги по переработки сырья с последующим вывозом полученной продукции компанией-владельцем сырья. Когда речь идет о финансовом толлинге, то схема та же, но вместо сырья предоставляются денежные средства, а всей полученной продукцией распоряжается тот, кто предоставил эти средства.
При низких ценах на нефть, компании, разрабатывающие "сланцевые месторождения", не могут осуществлять производственную деятельность без привлечения кредитных средств. Однако, получить кредитные средства при растущей долговой нагрузке становится все тяжелее.
Американские финансовые структуры, используя финансовый толлинг, ставят под контроль малые и средние нефтегазовые компании, погрязшие в долгах. Контроль над добычей в США – крупнейшем потребителе углеводородного сырья в мире – дает возможность влиять на мировые нефтяные котировки не только на рынке фьючерсов и прочих деривативов, но и на спотовом рынке.
Поскольку предоставление денежных средств в виде финансового толлинга обеспечивает занятость в США, развитие реального сектора экономики, разработку и внедрение новых технологий добычи, такая схема финансирования пользуется поддержкой со стороны федеральных властей и властей отдельных штатов. Кроме того, удерживая цены на энергоносители на низком уровне, Вашингтон может улучшить свой торговый баланс, который остается отрицательным и превышает $40 млрд в месяц. США остаются крупнейшим импортером нефти. Нетто-импорт, по данным EIA (Управления энергетической информации), на прошлой неделе составил 7965 тыс. барр./сут.
Согласно отчету Бюджетного управления конгресса США, дефицит федерального бюджета страны в 2016 финансовом году, который завершается 30 сентября, достигнет $590 млрд или 3,2% ВВП. Государственный долг приближается к $19,5 трлн. На таком фоне долги нефтяных компаний не выглядят чрезмерными. В американской нефтегазовой отрасли надувается очередной "пузырь".
Андрей Карабьянц