Пока еще трудно сказать, какой день августа 2015 года станет очередной «чёрной» датой: понедельник 24-го, вторник 25-го, или же гром с молниями пока пройдёт стороной, чтобы — согласно всем прогнозам — грянуть попозже, осенью? Или ситуация нормализуется сама собой, без всяких серьёзных последствий для глобального рынка?
Но то, что произошло на Нью-Йоркской фондовой бирже (New York Stock Exchange, NYSE) в нынешнюю пятницу, само по себе — «чернуха» чернее некуда: индекс Dow Jones (30 крупнейших «промышленных» компаний США) за сессию потерял 3,13% стоимости (-530,94 пунктов, до отметки 16459,75), индекс S&P-500 — 3,19% (-64,84 пункта, до отметки 1970,89), «высокотехнологичный» индекс NASDAQ-100 — 4,28% (-187,856 пункта, до отметки 4197,27)1.
В долларовом исчислении снижение капитализации фондового рынка, как утверждается, составило около $582 млрд. За один рабочий день.
Означает ли всё это, что в мире начинается новая кризисная эпоха, еще более тяжелая, чем период 2008-2009 годов? И если да, то каких конкретно проблем следует ждать и в мире в целом, и внутри России в частности? А если нет, то как и чем будут «валить медведей»?
Конечно, Федрезерв может за выходные срочно закачать на биржу необходимый объём долларовой ликвидности, чтобы погасить готовую начаться панику. Но вот в том, что она готова начаться, а значит — начнётся если не вот-вот, то весьма скоро, никаких сомнений уже нет. «Сейчас на рынке ощущение страха, каждая новость интерпретируется негативно», — это оценка далеко не рядового биржевого игрока, а одного из топ-менеджеров группы UBS Тома Дигенана.
Этот страх имеет двоякую природу. В случае роста биржевых индексов, но повышения учетной ставки ФРС, расплатиться по кредитным деньгам за счет маржи станет намного сложнее. В случае падения биржевых индексов, даже при сохранении нынешней низкой (0,25% годовых) учетной ставки ФРС, выход в прибыль станет еще более проблематичным. Котировки акций до того безостановочно росли на протяжении почти семи лет подряд, что является вторым по продолжительности «бычьим» периодом в истории NYSE — первый был в 1949-1957 годах. И все такие периоды имеют свойство неизбежно заканчиваться, при этом чем сильнее был рост, тем сильнее оказывается и падение.
За 2009-2015 годы NYSE вырос почти вдвое, хотя реального экономического роста в США за эти годы практически не было — в акции вкладывались те триллионы долларов, которые были эмитированы ФРС в рамках третьей программы «количественного смягчения» (QE3).
Теперь должен начаться обратный процесс: стремительный выход из акций в «кэш», то есть в наличные доллары, что приведет сначала к резкому росту их курса, а затем — к обвалу «бакса»: по мере того, как владельцы начнут переходить из валюты США в активы, обладающие реальной стоимостью.
Судя по всему, и Китай, и Россия, которые девальвировали свои национальные денежные единицы по отношению к доллару, вышли в этот путь чуть раньше Америки с Европой. А значит — получили определенное позиционное и динамическое преимущество над этими традиционными финансовыми центрами мира. Поскольку располагают не только «кэшем», но и значительными запасами золота, серебра и других «денежных» металлов. Так что сделанный еще в июле вывод о том, что потрясения на глобальном финансовом рынке уже очень близки и очень масштабны, судя по всему, начал подтверждаться.
Олег Щукин
Журналистская правда