Bloomberg сообщает:
Власти США манипулируют статистикой, подделывая данные по ВВП, рабочим местам, инфляции, доходам населения, и вскоре эта масштабная афера раскроется. С таким заявлением выступил миллиардер Пол Сингер, глава хедж-фонда Elliott Management.
В своем письме инвесторам по итогам III квартала Сингер поставил под сомнение достоверность данных по экономике США, которые публикуют американские власти. Копия письма попала в распоряжение агентства Bloomberg.
Пол Сингер, генеральный директор Elliot Management
Никто не знает, когда реальность возьмет верх над риторикой, ложью, фальшивой статистикой, мнимыми надеждами, сфабрикованными ценами и этими утомительными пижонами, которые притворяются мировыми лидерами.
Эти проблемы - глобального характера, они стали следствием некомпетентности властей и небрежности (или невежества) граждан. Рассмотрим некоторые примеры лжи в современном мире и попробуем подумать о ее последствиях.
Все ведущие развитые страны мира - по причине идеологии или некомпетентности - отказались от попыток использовать фундаментальные меры для поддержки стабильного, сильного роста в экономике, доходах населения, инновациях, предпринимательстве и качественных рабочих местах.
Необходимые меры (в сфере налогообложения, регулирования, образования, энергетики, юриспруденции, торговли) не являются таинственными или чересчур сложными: их может понять любой, даже самый прямолинейный, политик. Однако в большинстве развитых стран наблюдается полный паралич в плане создания условий для нормального развития экономики. Избранные чиновники полностью делегировали задачу по стимулированию экономики центральным банкам.
Центробанки в свою очередь гордятся тем, что предоставляют основную поддержку глобальной экономике. Их десятилетиями готовили к этой роли: главы ЦБ (во главе с "маэстро" Аланом Гринспеном) все время учились "успешно" справляться с кризисами.
Нам говорили, что их монетарные действия "сработали". Они обещали нам новую эпоху в виде стабильных рынков и полного контроля над экономикой. В этих фразах, разумеется, виден неприкрытый сарказм. Действия ФРС США какое-то время скрывали серьезные и реальные риски, которые обнажились в 2008 г. В ходе последовавшего кризиса на свет появилась фраза "моральный риск". Она означает, что риски берут на себя финансовые компании и другие лица, стремящиеся к частной выгоде. А расплачиваться за эти риски в основном приходится налогоплательщикам.
Мы уже видим первые признаки негативных последствий монетарной политики ЦБ. Одним из худших последствий перекладывания ответственности с плеч политических лидеров в руки чиновников центральных банков стало всевозрастающее высокомерие последних и их неспособность к пониманию быстроизменяющейся структуры ведущих финансовых институтов мира.
До кризиса ЦБ не могли понять тот факт, что в глобальной финансовой системе и экономике накапливаются риски. Они не ожидали, что в 2008 г. произойдет коллапс. Они не осознавали, насколько хрупкой стала система, не понимали, что ведущие финансовые компании превратились в самые крупные хедж-фонды с огромными кредитными плечами и мизерными уровнями собственного капитала.
Это непонимание стало катастрофической ошибкой. Не только в проведении монетарной политики, но и в теории и структуре финансов. В ходе кризиса 2008 г. центробанки (вполне оправданно) применили более-менее стандартные ответные меры, наводнив систему ликвидностью и снизив процентные ставки. Это помогло стабилизировать ситуацию.
Однако их неспособность понять финансовую систему и взять на себя ответственность за то, что их действия привели к кризису, привела к серьезным проблемам в процессе последующего восстановления мировой экономики.
Довольно большая часть экономического роста в экономике и на рынке труда в посткризисный период является в буквальном смысле ненастоящей, она практически не имеет шансов на стабильное продолжение. Этот рост основан на ненастоящих деньгах, наколдованных ФРС для покупки активов по ненастоящим ценам.
Что произойдет, когда процентные ставки будут повышены и QE закончится в глобальном масштабе? Никто всерьез не задумывается над ответом на этот вопрос. Финансовая система по-прежнему хрупка, по-прежнему основана на огромных кредитных плечах и по-прежнему зависит от продолжения политики сверхнизких процентных ставок. Таким образом, видимость стабильности и низкой волатильности также иллюзорна.
Представители среднего класса, чьи расходы на покупки в супермаркете, обучение их детей в колледже и затраты на другие товары и услуги увеличиваются, ощущают, что инфляция выше тех цифр, которые официально публикуются. Однако у них нет доступа к достоверным цифрам.
Данные по безработице также являются примером ложной или вводящей в заблуждение статистики. Текущий показатель безработицы в США, который декларируется на уровне 5,9%, является крайне обманчивым.
Сокращение участия в рабочей силе до 35-летнего минимума, резкое увеличение доли временной занятости (вместо рабочих мест с полным рабочим днем), переход от высокооплачиваемой работы к сравнительно низкооплачиваемым рабочим местам в сегменте услуг - в своей совокупности эти факторы говорят о том, что общий уровень безработицы в США является довольно плохим показателем состояния американского рынка труда.
Никто не может прогнозировать, как долго властям будет сходить с рук этот мнимый экономический рост, ненастоящие деньги, мнимая финансовая стабильность, фальшивые рабочие места, заниженные цифры по инфляции и доходам населения. По нашему мнению, уверенность, особенно когда она является неоправданной, может быстро улетучиться. А когда уверенность потеряна, это может привести к серьезным, резким и одновременным последствиям по целому спектру рынков и секторов экономики".
Стоит отметить, подозрения по поводу приукрашивания экономической статистики в США в посткризисный период заметно усилились и перешли из разряда теорий заговора на новый уровень.
В 2014 г. власти США "ошиблись" с оценкой показателя по ВВП за I квартал почти на 3%, первоначально опубликовав цифры в 0,1%, а затем пересмотрев их до -2,9%.В прошлом году издание NY Post опубликовало исследование, в котором было заявлено, что власти сознательно завысили показатели по рынку труда США, чтобы показать успехи администрации Барака Обамы и тем самым склонить в его пользу чашу весов на президентских выборах 2012 г.