Социологи из НИУ ВШЭ и "Одноклассников" впервые использовали сообщения россиян в социальных сетях, чтобы оценить изменения уровня счастья в течение дня и недели. Результаты замеров совпали с оценками ВЦИОМ, сообщила ТАСС в понедельник пресс-служба "Одноклассников".
Уровень счастья населения - один из социологических показателей, который используют при оценке эффективности предпринимаемых политических и социальных преобразований, а также при анализе политической обстановки во время выборов и различных кризисов. Как правило, социологи получают такие данные в ходе опросов мнений большого числа случайно выбранных респондентов.
Сергей Сметанин, научный сотрудник Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, разработал новый подход, который позволяет получать подобные данные при помощи нейросетевого анализа тональности и смыслового содержания сообщений, которые жители России оставляют в социальных сетях. Работу этого подхода, основанного на нейросети RuRoBERTa, ученый проверил вместе с коллегами из "Одноклассников"7,2 млн сообщений, которые были оставлены пользователями этой соцсети с апреля 2020 по май 2021 года.
Счастье и социальные сети
Как подчеркивают исследователи, информация не содержала персональные данные. Они были полностью анонимизированы, а также выбраны случайным образом при подготовке набора постов в соцсети. Каждое сообщение проанализировала нейросеть с учетом возраста, пола, а также часового пояса проживания пользователей.
Анализ показал, что в целом результаты расчетов соответствуют тому, какие данные получает ВЦИОМ при анализе результатов классических опросов. В целом, россияне чувствуют себя наименее счастливыми утром, что особенно характерно для понедельника-среды, первых трех рабочих дней недели, а начиная с четверга он начинает расти и достигает пика в субботу вечером.
Схожие закономерности были зафиксированы и при сравнении уровня счастья пожилых и молодых людей - чем старше становится россиянин, тем меньше счастья он испытывает. В дополнение к этому ученые зафиксировали различия в уровне счастья мужчин и женщин с перевесом в пользу последних, что было характерно как для пожилых россиян и россиянок, так и для молодых девушек и парней.
Полученные данные, как считают Сметанин и его коллеги, позволяют использовать сообщения в соцсетях в дополнение к результатам традиционных опросов мнений. Это позволит улучшить оценки уровня счастья в обществе, а также открыть новые особенности в общественном поведении россиян, которые сложно выявить при анализе мнений небольшой выборки респондентов, подытожили ученые.