Лишь 2% российских малых и средних предприятий (МСП) принадлежат зарубежным собственникам, тогда как в большинстве постсоветских стран эта доля составляет не менее 8%.
Об этом говорится в докладе НИУ "Высшая школа экономики", в котором сравнивались показатели РФ и других постсоветских государств, а также некоторых стран ЕС.
"Важными структурными особенностями российского сектора МСП, сказывающимися на его устойчивости, является низкая доля в нем предприятий, принадлежащих зарубежным собственникам (2%, тогда как в большинстве постсоветских стран она составляет не менее 8%), а также семейных фирм (кратно ниже, чем во всех остальных странах)", - говорится в материалах доклада.
На фоне других стран, по данным аналитиков, малый и средний бизнес в России лучше всего обеспечен высококвалифицированными кадрами, доля которых составляет половину, тогда как удельный вес неквалифицированных работников - лишь 15%.
При этом для России характерно наибольшее среди всех рассматриваемых стран отставание по уровню инновационной активности между сектором МСП и крупным бизнесом. В докладе отмечается, что именно малые и средние фирмы "несут ответственность" за наблюдаемую из года в год низкую интенсивность инноваций в российской экономике. Также указывается, что в самом секторе МСП уровень инновационной активности фирм разной величины "практически не различается".
"Если перейти от "фронтального" рассмотрения инновационной активности фирм к выделению базовых моделей инновационного поведения (на основе сочетания инвестиционной активности, продуктовых инноваций и вывода на рынок новых продуктов и услуг), то Россия на фоне других стран характеризуется наибольшей долей пассивных фирм, не ведущих ни инвестиционную, ни инновационную деятельность (66,3%), и наименьшей [долей] фирм-лидеров, сочетающих инвестиции и инновации с освоением новых для рынка продуктов (3,5%)", - говорится в материалах.
Технологический уровень
Небольшие фирмы часто характеризуются более низким по сравнению с крупными компаниями технологическим уровнем: среди малых предприятий обрабатывающих секторов промышленности только порядка 21% фирм соответствуют уровню иностранных конкурентов, тогда как среди крупных компаний - 35%, подсчитали в ВШЭ.
"Наличие существенного технологического разрыва между малыми и крупными компаниями затрудняет включение малых фирм в национальные и глобальные цепочки субподряда и тем самым ограничивает возможности их устойчивого роста. Наряду с невысокой инновационной активностью субъектов МСП в России отмечается низкая активность технологических стартапов. По нашим оценкам, российские технологические компании составляют лишь 0,4% мировой популяции стартапов. Россия существенно уступает не только развитым странам и всем странам группы БРИКС (кроме ЮАР), но и ряду новых индустриальных стран (Корее, Тайваню, Сингапуру), некоторым странам бывшего соцлагеря (Польше, Чехии)", - говорится в докладе.
Среди рынков с большой популяцией технологических стартапов Россия (а также Индия) отличается от мирового профиля относительно более высокой долей стартапов в робототехнике - в нашей стране это 21,3% всех технологических стартапов против 13% в мире в среднем. Кроме того, выше, чем в мире, у России в среднем доля стартапов в аэрокосмической промышленности (7,8% против 5,8%) и в аддитивном производстве (5,4% против 4,3%).