Глава Кремля на Ближнем Востоке разыгрывает карту доверия, чтобы вновь стать важным действующим лицом на мировой арене, но, самое главное, укрепить внутреннюю поддержку в стране, пишет Леонардо Морлино в еженедельнике L'Espresso.
Чтобы понять такую запутанную ситуацию, как та, что сложилась на Ближнем Востоке и в войне в Сирии, стоит исходить из конкретной перспективы. На протяжении нескольких месяцев новое главное действующее лицо в регионе - Путин, который в конце сентября прошлого года начал на сирийской территории бомбардировки с воздуха, опираясь на поддержку с моря благодаря базе в Тартусе. Но почему Путин решил вмешаться в сирийский конфликт методами, не имеющими прецедентов за последние 37 лет?" - задает вопрос автор статьи.
Глава Кремля сам ответил на него в ежегодном обращении к Федеральному Собранию. Путин напомнил о терактах, жертвами которых стали российские граждане, включая тех, кто находился на борту гражданского самолета, взорванного над Синаем в октябре прошлого года: "В Сирии наши вооруженные силы сражаются прежде всего за Россию, отстаивают безопасность именно наших граждан"; "национальные интересы, свою историю, традиции, наши ценности нужно защищать". Иными словами, Путин представил серию факторов, внутренних и международных, которые заставили рассматривать вторжение как необходимость и возможность, которую нельзя упустить и из которой нельзя выйти побежденным, пишет Морлино.
С приходом к власти Путину удалось консолидировать новый авторитаризм, характеризующийся националистической идеологий, в которой смешиваются традиционные ценности, родина и порядок, принципы рыночной экономики и консолидация консенсуса для своего режима. В настоящее время президент оказался в сложном положении по причине падения цены на нефть, ведь на нефтяных доходах базируется значительная часть российской экономики, говорится в статье. Особое внимание уделяется выборам, которые, не будучи строго свободными, должны послужить демонстрацией поддержки его власти, пишет автор.
Для такого режима террористическая угроза исламистского образца нетерпима, поскольку на Северном Кавказе и в бассейне Волги проживают около 16 млн мусульман, продолжает автор. С другой стороны, население, которое ощущает на себе влияние экономического кризиса, начинает проявлять недовольство - это показывают опросы общественного мнения. Более того, приближаются осенние выборы, а с ними некая возможность выражения недовольства.
"Таким образом, необходимо действовать. Речь идет о том, чтобы использовать возможность и вернуть уверенность и гордость России, ставшей главным действующим лицом в регионе, где США уже не так активно присутствуют, - возвращается автор к теме Сирии. - Цели Путина очевидны: заручиться поддержкой своих граждан и военной элиты и войти на Ближний Восток как действующее лицо, необходимое и ответственное, конструктивное и выдержанное, чтобы стабилизировать регион, где, помимо ИГИЛ, действуют и другие безответственные персонажи (например, Турция Эрдогана), и, в конечном итоге, контролировать регион, вступая в альянсы с некоторыми региональными игроками".
"Что это, новая холодная война? Быть может, да, быть может, нет. Все будет зависеть от ответов других действующих лиц, начиная с американцев. Но, несомненно, это война, и тактически Путин не может проиграть", - пишет автор статьи.
Леонардо Морлино | La Repubblica