С «Духless 2» в российское кино вернулась политика
В российский прокат выходит «Духless 2» Романа Прыгунова — продолжение кассового хита по бестселлеру Сергея Минаева. Данила Козловский вернулся к роли циника и поклонника красивой жизни Макса Андреева.
Макс живет райской жизнью дауншифтера на Бали — маленький бизнес, красивые женщины, прозрачная как воздух вода. Слишком похоже на сказку в пересказе. Видимо, так показалось еще кому-то. Максу делают приглашение, от которого нельзя отказаться: бросить все и вернуться в Москву, где его ждут с распростертыми объятиями правоохранительные органы, новые друзья-враги и старая любовь.
Первый «Духless», формально являясь экранизацией, на книгу был совсем не похож. Сценарист Денис Родимин не только осовременил действие и переписал сюжет, но и радикально сменил акценты. Казалось, от самого Минаева остались только самовлюбленные, напыщенные монологи главного героя о том, насколько он круче, умнее и жизнеспособнее всех остальных. Картина получилась не столько про смерть гламура, сколько про дух времени, поиски смысла, социальную напряженность — темы, строго говоря, не самые популярные в отечественном массовом кино.
Минаев (вместе с Михаилом Идовым, Фуадом Ибрагимбековым и Андреем Рывкиным) значится и в сценарной группе второго «Духless», но его участия здесь ничто не выдает, кроме разве что спорного и противоречивого финала, который может или понравиться, или испортить напрочь все впечатление о фильме.
Начинается все как идиллический пример удавшейся попытки дауншифтинга — еще пару лет назад очень модного в России движения, которое прокламирует отказ от благ цивилизации. Десятки (если не сотни) тысяч москвичей сдавали свои квартиры и отправлялись куда-нибудь на Гоа. «Духless 2» действительно «разоблачает» этот способ ухода от проблем, однако совсем неожиданным образом. В будни утомленного красивой жизнью ловеласа врываются политические интриги.
Казалось, российские политическое кино погибло, хотя едва ли когда-нибудь здравствовало. Последние политические триллеры снимали в начале 1990-х годов. Самым известным образцом жанра, наверное, остается «Черный квадрат» Юрия Мороза по Фридриху Незнанскому с Дмитрием Харатьяном, а это 1992 год. Теперь политика нежданно-негаданно вернулась в наше кино — но так, как вряд ли кто-то ожидал.
«Духless 2» не только прекрасно иллюстрирует систему коррупции, сложнейшую паутину перераспределения денежных потоков, примерный кодекс правил профессионалов этого дела, но и преподносит все в жанре триллера, что то же, в общем, новость для наших мест. Добавить сюда откровенную политическую сатиру, которая умерла вместе с проектом «Куклы» (если не считать «Гражданина поэта»).
Во многих смыслах «Духless 2» заступает на неизведанные для нашего кино территории. Это доказывает, например, тот факт, что одного их главных актеров пришлось везти из-за границы: серб Милош Бикович, уже знакомый нам по «Солнечному удару» Никиты Михалкова, играет друга Макса, одновременно симпатичного и зловещего. Своих амбивалентных актеров у нас почти не осталось.
Все бы хорошо, если бы не частности. Как любой клипмейкер, режиссер Роман Прыгунов хорошо чувствует картинку, но не очень понимает, как должны выглядеть на экране живые люди. Например, чувство дружбы герои постоянно выражают через похлопывания по плечам и спинам, любовь — через томный взгляд. Много клише и непредумышленно смешных сцен, но надо отдать должное Прыгунову — гораздо меньше, чем в первом «Духless» или «Индиго». Для режиссера это шаг вперед, для российского кино в целом — как минимум смелый эксперимент.
Известия