Жертва приморских партизан о своём изгнании из органов МВД

О громком и затяжном судебном процессе против банды приморских партизан знает практически каждый житель Приморья. Память погибших от рук преступников бережно чтят, а вот чудом уцелевших в жестоких перестрелках система оставила на обочине жизни.

Выживший милиционер — участник одного из самых резонансных инцидентов с "кировской бандой" рассказал корр. ИА PrimaMedia, как обошлась с ним правоохранительная система, и как вся его жизнь была оценена в 35 тысяч рублей.

Жертва приморских партизан о своём изгнании из органов МВД

Продолжал бежать

Николай, так зовут нашего героя, оказался единственным выжившим милиционером после жестокой выходки приморских партизан в феврале 2010 года во Владивостоке на улице Давыдова, когда машину с тремя бандитами решили проверить осматривающие территорию два сотрудника патрульно-постовой службы: Николай и его напарник Григорий. Попытавшихся проверить документы и наличие запрещенных веществ трое сидевших в автомобиле парней встретили постовых прицельным огнем.

Григорий погиб на месте, наличие у него табельного оружия не уберегло милиционера, оружие в результате было украдено. Николаю же, оказавшемуся на посту в первый день после сессии и вовсе безоружным, удалось практически невозможное. Вышедший из машины бандит неожиданно выстрелил ему прямо в лицо. Несмотря на тяжелую травму милиционер смог не только добраться до тревожной кнопки в соседней автомастерской и вызвать вневедомственную охрану, пока ему стреляли в спину, но и сообщить приехавшему позже автопатрулю ориентировки нападавших. Лишь после этого Николай отключился и не приходил в себя несколько суток.

Впечатляющее поведение уже раненого милиционера, получившего выстрел в лицо с расстояния менее метра, оценил и сам стрелявший в него член банды "приморских партизан" Роман Савченко.

"Я произвел в убегающего милиционера 3-4 выстрела, целился в спину и ноги. (…) Когда он бежал, то двумя руками держался за шею или челюсть. Этот милиционер, несмотря на то, что я стрелял в него, продолжал бежать, и добежал до высокого забора, где ходили прохожие и стояли машины. При последнем выстреле у меня заклинило пистолет", — описывает произошедшее на Давыдова в феврале 2010 года один из подсудимых.

Пришел здоровым, а вышел полукалекой

Проснувшись, Николай обнаружил себя совсем не героем, а напротив – виноватым. До начала громкого судебного процесса по делам о приморских партизанах оставался почти год, до их задержания — несколько месяцев, а пока – начальство было уверено, что просто так в патрульных никто стрелять бы не стал, и, вероятно, они сами были замешаны в чем-то незаконном. Предполагалось, что в "крышевании" расположенной неподалеку автостоянки.

— Я пришел на службу закон защищать, правопорядок во Владивостоке. Пришел здоровым, целым, работал за идею, работать было интересно. А вышел непонятно в каком состоянии: полуинвалид, полукалека, — с горечью рассказывает Николай корр. агентства.

Удаление тройного нерва, несколько месяцев пребывания в больнице, частичная потеря чувствительности на лице, раздробленная челюсть и масса других медицинских проблем оказались мелочью в сравнении с тем, что сделала с этим человеком система.

— Вся полиция повернулась против меня. Они заострили внимание на мне, так как я остался один. Начали копать, пытаться найти, что в моей службе было неправомерного. Мне прямо говорили, что мы на тебя возбудим уголовное дело, потому что ты не говоришь, кто в вас стрелял. Это было с целью оказания давления. Но говорить мне было нечего, я рассказал то, что видел и только то, что знаю, больше мне нечего было им сказать, — вспоминает он.

Как отмечает мужчина, в последующие полгода после инцидента, когда никто еще и не слышал про приморских партизан и зверства, на которые банда способна, на него оказывалось серьезное давление с целью выявить личности стрелявших. На допросы в ОРЧ (оперативно-разыскная часть) милиционер отправлялся практически как на работу: почти каждый день. Сотрудники МВД прибывали даже ранним утром, сами допросы длились по 7-8 часов. Применялось как психологическое, так и физическое воздействие.

— Я уже не помню сколько раз туда ходил, даже нанял адвоката, потому что переживал, — говорит Николай.

Без оснований

Против него обернулась не только вся правоохранительная система, словно забывшая обо всех его прежних заслугах на службе, но и бывшие товарищи, которые под давлением давали показания против Николая. На основании этих данных против милиционера и было возбуждено уголовное дело. Поводом послужил случай годовой давности, в ходе которого в рамках исполнения своих обязанностей Николай задерживал женщину легкого поведения с наркотическими средствами. Мужчину обвинили в превышении служебных полномочий.

Лишь один представитель ведомства оказался на стороне Николая, однако не в его силах оказалось изменить отношение всей структуры к бывшему милиционеру.

— Единственный человек, который был во мне на 100% уверен и верил, что мы правильно несли службу, был наш командир роты, — воспоминает милиционер.

Дело было полностью сфабриковано, уверен Николай. Так, например, друг милиционера по имени Александр после физического воздействия и угроз приобщить его к материалам других уголовных дел дал показания против Николая, но сразу после допроса в ОРЧ он обратился в прокуратуру с заявлением о том, что его били и принуждали давать эти показания. Отказалась от своих первоначальных слов и кинолог, которая проверяла якобы пострадавшую от действий Николая сторону.

Ты же знаешь: я за тебя

Оказавшись в кольце давления, Николай оказался лишен и работы в ведомстве, которой так дорожил все долгие годы службы с момента своего совершеннолетия.

— Ко мне приезжал майор с моего подразделения. Он был на то время, если мне не изменяет память, заместителем командира полка по работе с личным составом. Он пытался меня уволить, говорил: "Николай, ты понимаешь, вот такая ситуация, на тебя пытаются возбудить уголовное дело. Давай увольняйся с полка, ты нормальный, хороший парень. Мы тебя наградим, дадим награды все, когда придет дело к наградным. Ты только уволься, мы тебя восстановим, ты же знаешь — я за тебя". А так как он меня комплектовал в свое время, приглашал на работу, я думал он нормальный, у меня было к нему доверие, — вспоминает собеседник.

В первые дни мая 2010 года, как только Николай был выписан после нескольких месяцев лечения в больнице, его забрали из дома в 6 утра, потребовав срочно писать рапорт на увольнение по собственному желанию ввиду некого приказа с Москвы. Поверив в скорое восстановление на службе и будучи в апатии из-за постоянного давления со стороны ведомства, Николай рапорт таки написал, и вскоре был уволен по собственному желанию. Вот только восстановиться на службе ему впоследствии так и не удалось, а доброжелательный подход майора вскоре сменился на холодный равнодушный отказ.

Краски сгущались, в рамках расследования вышеназванного уголовного дела Николаю даже пришлось провести несколько дней в изоляторе, откуда он отправился на очередное судебное заседание, где для него должна была быть определена мера пресечения.

Пока, по мнению МВД, Николая, следовало посадить в камеру, сторона гособвинения поддержала подследственного, отметив, что существенных доказательств его вины в деле нет. Так прямо из зала суда Николай был выпущен под подписку о невыезде. Вскоре дело и вовсе закрыли на том основании, что превышения служебных полномочий не оказалось.

Лишнего не надо

Позднее после закрытия уголовного дела Николая реабилитировали. Однако на то, чтобы добиться полной реабилитации, у него ушло еще несколько лет затяжных судебных разбирательств и множество исков. В итоге Николаю удалось возместить затраты на адвоката, а также частично – моральный ущерб.

— У меня было очень много судов. Кучу доводов всяких искали и отказывали в возмещении средств. А я ведь адвокату заплатил уже, залез в долги. Я отдал те деньги, которые государство мне дало за мои ранения, отдал все до копейки адвокату. Просил вернуть хотя бы то, что я затратил, мне лишнего не надо. Мне должным образом не объяснили мои права на реабилитацию. Сказали просто: дело закрыто и все. А на тот момент, какая реабилитация. У меня тут партизаны, которых поймали. Сейчас по порядку расскажу, — продолжает Николай свой рассказ.

Бог вам судья

Закрытие уголовного дела в конце 2010 года против Николая удивительным образом совпало с задержанием стрелявших в него приморских партизан. Еще по прошествии нескольких лет они получили серьезные сроки, однако их наказание едва ли сделало лучше жизнь простого милиционера, получившего ранение в голову при исполнении своих служебных обязанностей. Кстати, сами осужденные "партизаны" никаких компенсаций, положенных по решению суда, Николаю до сих пор так и не выплатили.

— После задержания нападавших ко мне приехали два сотрудника с ОРЧ и уже начали разговаривать совсем по-другому, вежливо, даже извинившись за насилие и давление, которое на меня оказывали, — вспоминает Николай с горечью. – Я, говорю, мужики, вы мне всю жизнь испортили. Я ни к чему не был причастен. Сейчас вы просто говорите, извини, ну и все, и до свидания. Хорошо, говорю, Бог вам судья.

Цена жизни

Несмотря на тяжелые физические повреждения и последствия, которые останутся с ним уже навсегда, ведомственная страховка для Николая составила всего около 35 тысяч рублей.

— Лечение мне первичное оказали, зашили, я походил на какие-то физиотерапии. И на этом все ограничилось. Ценой моей жизни оказалось 35 тысяч рублей. За тяжелую травму. Это вообще не справедливо, — говорит Николай.

Не удалось мужчине и получить инвалидность. Оснований для этого не нашлось, несмотря на то, что Николай по-прежнему нуждается в операции по восстановлению челюсти. Не получил милиционер при увольнении со службы и направления на ВВК (военно-врачебная комиссия), где могла бы быть оценена степень полученных им ранений, а на основании этого — предоставлено необходимое лечение.

Как котенка

В тот период, когда дело против Николая была закрыто с его реабилитацией, а судебный процесс против приморских партизан, по которому он проходил потерпевшим, начался, мужчина обратился к своему руководству за восстановлением в должности. Но не тут-то было. (Документ с отказов в восстановлении в должности имеется в распоряжении редакции)

— Я говорю: "А когда вы меня восстановите?" Майор мне ответил, что, извини, мы тебя не восстановим. Я говорю: "А наградите? Я же свои обязанности служебные исполнял до конца, будучи в таком тяжелом положении, будучи раненым смертельно. Я не растерялся, не убежал куда-то в сторону, я четко продумал свой план действий согласно закону о милиции, и несмотря на то, что мне там в спину стреляли, исполнял свой долг до конца: оповестил, доложил, дал четкую ориентировку как они выглядели, что произошло, — вспоминает собеседник.

Причиной отказа в присвоении награды майор назвал тот факт, что к этому моменту Николай уже оказался уволен. (Документ имеется в распоряжении редакции)

Стоит отметить, что погибший в той самой перестрелке напарник Николая Григорий был посмертно награжден орденом мужества. А ведь награда присваивается не персоне, а боевой единице. Фактически пост, который в тот злополучный день составляли двое: Ковальчук и Николай считается единицей и, соответственно, оба сотрудника должны быть представлены к награде.

— Мы не имеем к тебе никакого отношения и награды никакой у тебя не будет, — резюмировал майор.

Официальный отказ в присвоении награды был дан Николаю и в МВД, и даже в палате президента (Документ имеется в распоряжении редакции), которая вернула его запрос в то же краевое МВД. Пропали и данные о том, что мужчина стоял в очереди на служебное жилье.

— Я был отличником милиции, в роте — одним из лучших по задержанию. По раскрытию преступлений наша группа являлась лучшей, — сетует Николай. — Меня просто кинули на улице. Выбросили, как говорится, как котенка за ворота. У меня ни квартиры, ни жилья, ничего в этом городе нет. Служил непонятно с какой целью и для кого вообще. Носил погоны, все время был отличником, а тут меня выпнули, когда должны были стоять за своего сотрудника горой и быть в нем уверенными.

Отдав службе более 8 лет жизни и – безраздельно – свою душу, мужчина долгие годы не мог смириться с тем, что система, просто переварив его как один из множества своих элементов, оставит его без пенсии, жилья, работы, наград, а лишь с воспоминаниями и невосполнимыми потерями.

Тем временем, в ноябре 2013 года в память о погибшем напарнике Николая — Григории Ковальчуке во Владивостоке была торжественно открыта мемориальная доска.

Как отметила тогда на церемонии мать погибшего, она осталась довольна помощью, оказанной ей после страшного происшествия в феврале 2010 года.

— Когда погиб мой сын, я чувствовала поддержку от администрации города, от главы Владивостока Игоря Сергеевича Пушкарёва лично, большую помощь оказал полк патрульно-постовой службы и общественность, — рассказала Людмила Ковальчук.

И на суше, и на море

Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, руки Николай не опускал. Без возможности восстановиться в ведомстве, он брался за самую разную работу. Так после МВД бывший милиционер – один из лучших в своей роте — успел поработать охранником, после несколько лет он преподавал детям искусство рукопашного боя в клубе "Юный патриот Родины", но из-за крайне низкой зарплаты начал искать другие варианты. Он даже сходил на полгода в море, попробовав себя в работе на корабле.

В 2018 году Николай также закончил обучение в ДВФУ, куда его несколькими годами ранее за добросовестное несение службы отправил командир полка. Место для учебы предоставлялось бесплатно с последующим трудоустройством в звании. Однако жизнь внесла свои коррективы. В 2010 году после перестрелки и ввиду многочисленных судебных разбирательств Николаю пришлось взять академический отпуск. Доучивался он будучи уволенным из МВД уже за свои средства. Однако диплом успешно защитил и получил специальность психолога.

Не оставил бывший милиционер и идею службы людям и своей стране. Сегодня он служит в армии и надеется, что сможет спокойно дослужить до пенсии, которой так и не получил в должности полицейского. На новой работе о ранении не знают, да и сам бывший милиционер о своем прошлом рассказывать не спешит: а вдруг тогда и отсюда уволят.

Справка. Приморские партизаны, известные также как "кировская банда" и "охотники на миллиционеров" — преступная группировка из шести человек, участники которой были признаны судом виновными в бандитизме и в совершении тяжких преступлений в Приморском крае, в частности, в отношении сотрудников органов МВД, в феврале — июне 2010 года. "Партизанами" членов объединения прозвали по той причине, что скрывались от силы закона они приморской тайге. В октябре 2010 года была обнародована видеозапись, в которой сами представители банды объясняют мотивы своих поступков.

Напомним, согласно данным следствия, в 2009 году Александр Ковтун совместно с Андреем Сухорадой создали устойчивую вооруженную группу, в которую были вовлечены еще несколько человек. Их подозревали в совершении серии зверских преступлений, в том числе и убийстве полицейских. Задержали банду в Уссурийске во время штурма многоквартирного дома, правда, главарь группы во время штурма покончил жизнь самоубийством. В масштабной облаве на "партизан" были задействованы около 1,3 тысяч сотрудников правоохранительных органов, танки, ОМОН.

Первое слушание уголовного дела "приморских партизан" состоялось 23 января 2013 года. Объемы уголовного дела в отношении шести подсудимых: Александра Ковтуна, Вадима Ковтуна, Романа Савченко, Максима Кириллова, Владимира Илютикова, Алексея Никитина – насчитывали десятки томов.

Уголовное дело в отношении "приморских партизан" в общей сложности рассматривалось в Приморском краевом суде больше года. В итоге в 28 апреля 2014 года присяжные заседатели вынесли обвинительный вердикт. Предполагаемого лидера убивавшей сотрудников милиции группы Александра Ковтуна, а также Никитина и Илютикова суд приговорил к пожизненному заключению, Романа Савченко — к 25 годам колонии, Кириллова — к 22 годам, а Вадима Ковтуна, которого присяжные не признали членом группы, — к 8 годам и 2 месяцам. Однако в дальнейшем приговор был обжалован. Долгое время суду не удавалось собрать присяжных заседателей для пересмотра уголовных дел. На присяжных оказывалось давление.

В мае 2018 года суд назначил Александру Ковтуну и Владимиру Илютикову по 25 лет лишения свободы, Кириллову – 21 год 6 месяцев, Никитину – 23 года 6 месяцев лишения свободы. Вадиму Ковтуну, не принимавшему непосредственного участия в лишении жизни потерпевших, 8 лет лишения свободы. Таким образом, суд назначил непосредственным исполнителям убийства наказание, приближенное к максимальному сроку, предусмотренному Уголовным Кодексом. Вынести максимальное наказание — пожизненное лишение свободы — не позволил тот факт, что присяжные посчитали всех подсудимых заслуживающими снисхождения.

Документы, подтверждающие сказанное в тексте, имеются в распоряжении редакции.

Похожие публикации

Добавьте комментарий

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Украине для поддержки бюджета в 2024 году нужно $42 млрд
В Нефтегорске задержана подозреваемая в убийстве своего сожителя
В Самаре задержаны два подростка за попытку поджечь вертолёт
обновлено
Власти не планируют менять ставку по дальневосточной ипотеке
Зарезавший москвича Шахин Аббасов задержан в Ростовской области
обновлено
"Плохая примета": недопрезидент Зеленский приехал в Славянск
Переговоры под звуки канонады с Украиной возможны...
Украинская железная дорога: Работа станции Днепр приостановлена
В г. Сакраменто, штат Калифорния неизвестные перерезали кабели связи
"Реальный риск": глава ЦРУ назвал сроки поражения Украины
Продолжаются следственные действия с семьей убийцы мотоциклиста
9-бальный шторм атакует Центральную Россию и Москву сегодня
После смены начальника Росгвардии в Самаре начали наводить порядок
В Харьковской области взорвался магистральный газопровод
CNN: Ближний Восток находится в напряжении после удара по Ирану
Сегодня ночью по Днепропетровску очень хорошо прилетело
обновлено
В квартире Шахина Аббасова обнаружена громадная сумма денежных средств
Обзорная сводка с фронтов СВО на утро 19-04-2024 г. от Двух майоров
В Ставропольском крае потерпел крушение самолет Ту-22М3
обновлено
Китайские выпускники стали уезжать в небольшие города и уезды
Конфликт в Израиле повлияет на энергетику ЕС больше украинского
В подмосковном Голицыно девушка упала с самоката и скончалась
Производство бензина в России за неделю выросло на 12%
Чем может помочь портал Госуслуг при покупке автомобиля?
После 40 лет мужчины должны регулярно сдавать четыре анализа
МВФ предупредил США, что их огромный бюджетный дефицит разжигает инфляцию
Зарезавшие москвича за замечание о парковке, задержаны
обновлено
Поджелудочную свиньи пересадят диабетику, зависимому от инсулина
В Подмосковье мигрант из Средней Азии избил беременную девушку
Главное из нового брифинга Минобороны от 18-04-2024 года:
В США подготовлен законопроект о финансовой помощи Украине
ВСУ снова атаковали уникальный тренажерный центр Запорожской АЭС
В Днепропетровске звучат множественные взрывы
Мошенники придумали новую схему обмана ветеранов к 9 мая
Знакомьтесь. Андрей Ермак (глава офиса Зеленского) и его родители
В России выплаты по ОСАГО стали передавать по наследству
Обзорная сводка с фронтов СВО на утро 18-04-2024 г. от Двух майоров
На юго-востоке Москвы нелегал убил мужчину из-за места на парковке
обновлено
Экс-замначальника УМВД по Калининскому району лишилась собственности
Полицейские задержали подозреваемого в ограблении 89-летнего дедушки
Все новости
Наверх