Первым отделом по расследованию особо важных дел следственного управления СКР по Забайкальскому краю завершено расследование уголовного дела в отношении двух бывших сотрудников милиции, занимавших должности заместителя начальника оперативно-розыскной части № 3 – начальника отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков криминальной милиции УВД по Забайкальскому краю Баира Лыгдынова, а также старшего оперуполномоченного по особо важным делам этого же отдела Аркадия Смолина.
Они обвиняются в вымогательствах взяток в крупном размере, совершённых организованной группой (п. «а», «б», «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ), в подстрекательстве и пособничестве похищению человека, совершённому организованной группой (ч. 4, 5 ст. 33, п. «а» ч. 3 ст. 126 УК РФ) и в подстрекательстве к разбою, совершённому организованной группой, с причинением тяжкого вреда здоровью человека (ч. 4 ст. 33, п. «а, в» ч. 4 ст. 162 УК РФ). Кроме того, Лыгдынов обвиняется в мошенничествах, совершённых с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК РФ).
По версии следствия, экс-милиционеры, работая в отделе по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, занимались «крышеванием» наркопродавцов. Получая взятки, милиционеры не только не пресекали незаконную деятельность продавцов наркотиков, но и предупреждали их о предстоящих проверках, консультировали наркокурьеров о способах уклонения от уголовной ответственности за распространение наркотиков. В уголовном деле имеются данные о том, что с 2001 по 2005 годы Лыгдынов и Смолин получили от одного из продавцов наркотиков 1 млн. 245 тысяч рублей. Другой наркоторговец с 2001 по 2004 годы заплатил милиционерам за покровительство 1,5 млн. рублей.
В 2004 году, когда один из наркопродавцов отказался оплачивать «услуги», так называемые милиционеры договорились с одним из читинских лидеров оргпреступности запугать неплательщика. Вместе с бандитами они тщательно разработали план разбойного нападения и похищения наркоторговца. В мае 2004 года четверо участников ОПГ под видом милицейского спецназа схватили наркодилера и долгое время избивали его в одном из гаражных кооперативов, заставляя вновь платить милиционерам. Добившись желаемого, мужчину бросили на кладбище. От черепно-мозговой травмы и множества переломов наркоторговец скончался. Тогда Лыгдынов и Смолин договорились с преемницей погибшего наркоторговца и еще более года получали взятки за своё покровительство.
После увольнения в 2004 году Смолина из органов внутренних дел, Лыгдынов продолжал «крышевание» одной из наркоточек вплоть до её ликвидации в 2009 году сотрудниками управления по контролю за оборотом наркотиков. За это время Лыгдынов получил в качестве взяток почти 2,5 млн. рублей.
Среди других инкриминируемых Лыгдынову эпизодов преступной деятельности упомянем, что в 2009 году Лыгдынов предупредил членов одного из крупных ОПГ о готовящемся обыске у них в связи с расследованием уголовного дела о вымогательствах и грабежах. В результате крупная милицейская операция провалилась. За свои услуги Лыгдынов потребовал и получил 200 тысяч рублей. А еще через некоторое время Лыгдынов обманул этих же фигурантов дела, пообещав им за 500 тысяч рублей договориться о прекращении уголовного дела.
Получив деньги, Лыгдынов ничего не сделал взамен.
Следствием собрана достаточная доказательственная база, уголовное дело направлено прокурору. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, прокурор в течение десяти дней должен утвердить обвинительное заключение и передать уголовное дело в суд, либо, при выявлении нарушений, вернуть дело для производства дополнительного расследования.