60 лет назад родился Игорь Тальков....

"Конъюнктурщик, причем довольно пошлый"; "большой поэт"; "расчетливый клоун, нарядившийся в пророка и ставший революционером задним числом"; "изумительный артист, безгранично любящий свою Родину", - слова эти принадлежат, конечно, разным людям, но сказаны об одном человеке.

Кто бы ни был прав в этом заочном споре легендарного гитариста ДДТ Вадима Курылева и не менее известного поэта-песенника Леонида Дербенева, очевидно, что Игорь Тальков, вызывавший столь разные эмоции, повлиял на российскую музыкальную сцену. Можно сказать, что даже сегодня влияние Талькова весьма очевидно в самых разных, порой полярных жанрах – от русского рока, до шансона, и патриотической песни.

60 лет назад родился Игорь Тальков....

Сложно говорить о прижизненной всенародной любви к Талькову. Скорее, о весьма стремительном к ней движении, что бы ни было тому причиной - талант ли, стечение обстоятельств или грамотный расчет и использование политической конъюнктуры.

Тальков и рокеры

Явившись широкому зрителю и слушателю на рубеже 80-90-х годов, Тальков, по сути, выхватил творческую и социальную инициативу из рук советских рокеров. Они, считавшиеся властителями народных дум, в массе своей не смогли избавиться от эзопова языка, общепринятого в кухонных и вагонных спорах с середины 60-х.

К тому же, долгие годы упражнений в социальной злободневщине привели к некоторому творческому истощению у главных авторов того времени. Не говоря о хроническом отсутствии в творчестве советских рокеров любовной лирики без нигилизма и упадничества.

Осознанно или нет, Игорь Тальков взял на вооружение свой богатый эстрадный опыт (а в его долгой карьере к тому времени было многое - от пения по курортным ресторанам до дуэта с Ириной Аллегровой в "Элетроклубе" под руководством Давида Тухманова), скрестив в сценическом образе стереотипы рок- и поп-культуры, актуальные для того времени.

В музыкальном плане его песни также оказались интересным сплавом любимой советским народом бардовской песни с характерными образами и цитатами, грамотных эстрадных аранжировок, казалось бы простых мелодий, и, фактически, рок-структурой.

В последние два-три года творческой активности Талькова и его группы, их звучание местами весьма напоминало безоговорочных лидеров рок-сцены того времени - "Кино" и "Наутилус Помпилиус". А музыкальные заимствования у западных коллег (программная "Я вернусь" Талькова звучит практически как хит Кэнди Далфер и Дэйва Стюарта “Lily Was Here”) всегда вызывали у советского слушателя своего рода симпатии к артисту. Дескать, и мы не хуже можем, и вообще, главное - слова.

Конечно, рокеры, в большинстве своем, "платили" Талькову отнюдь не любовью. "Когда вдруг он решил стать большим социальным борцом, уже после того, как все это было разрешено, рок-тусовка всего этого не приняла. ...Фальшь просто перла из этого всего", - говорил в одном из интервью Андрей Макаревич.

"Средней руки эстрадный певец, крутился в попсовых телепередачах, пел дуэтом с Ириной Аллегровой какие-то пошлые песенки, ...и вдруг "рок-бард"! ...Представьте, если бы вдруг Борис Моисеев надел военную форму с орденами и медалями и стал бы петь трагические песни о войне в Чечне, типа — я воевал и все такое", - возмущался все тот же Вадим Курылев.

Но лидер ДДТ Юрий Шевчук отмечал, что "Талькова все понимали, потому что он был немного "плакатен", говорил просто и грубо, хотя от души, конечно, от сердца". Стоит заметить, что Тальков и ДДТ несколько раз выступали в совместных сборных концертах в 1990-91 годах.

Что касается содержания песен, то здесь, видимо, совпала конъюнктура и личный интерес Игоря Талькова к происходящему в стране, к ее истории. Безусловно, происходило это и из истории его репрессированной в свое время семьи.

Не надо быть истовым поклонником творчества Талькова, чтобы не согласиться с теми, кто говорит, что он писал исключительно на потребу дня. Его песни очень искренние, а иногда и яростные. В некоторых есть та веселая жуть, огонь которой к 90-му году поугас в творчестве самых ярких рок-эксцентриков советской страны.

Пока основная масса тогдашних авторов искала компромиссы между все новыми и новыми не описанными в советских учебниках фактами истории и "генеральной линией партии", Тальков со столичных площадок не просто издевался над этой "линией". Он не стеснялся в текстах упоминать имена, и давать однозначные оценки конкретным личностям. Конечно, делал это не один Тальков, но что поделать - у "Гражданской обороны" и всего течения уральского и сибирского панк-рока в те времена не было теле- и радиоэфиров, как у него.

А романтические произведения Талькова, как авторские, так и исполненные им вещи других композиторов и поэтов, по сию пору вызывают приятную тахикардию у прекрасного пола, при том что девушки и женщины - весьма активные потребители музыкального и эстрадного продукта.

Мученик сцены

Конечно, говоря о движении к всенародной популярности, стоит вспомнить, что Тальков на короткое время обрел ореол "мученика сцены". В 1988 году его выступление на концерте, организованном самой популярной тогда телевизионной программой "Взгляд", было прервано организаторами из-за того, что певец нарушил согласованный плей-лист.

Массовый советский слушатель не мог не отреагировать на нового "запрещенного". Реалии конца 80-х в СССР были таковы, что за демаршем "взглядовцев" последовало не отлучение артиста от эфиров, а наоборот, увеличение количества выступлений.

В итоге Владимир Молчанов инициировал производство клипа на одну из самых знаковых песен Талькова, и всей советской эстрады конца 80-х – "Россия". Мрачная баллада, суровый исторический экскурс-размышление с открытым финалом, прозвучала в эфире популярной телепередачи "До и после полуночи", и стала этапом в превращении Талькова в героя позднесоветского масскульта.

Стоит отдать Талькову должное и вот в чем: он стал одним из первых советских исполнителей, кто начал выстраивать свои сольные выступления как концептуальное шоу. Пускай декорации и напоминали громкие западные аналоги, но это было свое, родное.

Его неоднозначному но, безусловно, оригинальному концертному шоу "Суд", с которым он начал гастролировать по Советскому Союзу весной 1991 года, не суждено было, как говорят артисты, "выграться", то есть выработать весь заложенный в него потенциал. По творческой идее это был "судебный процесс" над всеми большевистскими и коммунистическими вождями СССР, где острые политические песни перемежались лирикой. А по режиссуре - настоящий музыкальный спектакль, живой, с постоянным добавлением новых песен и меняющейся структурой отделений.

Более чем двухчасовая цельная программа находила отклик у зрителей, но не привлекала тогдашних импресарио. В ходу были большие сборные концерты, где выступало порой до полутора десятка разного жанра артистов и групп, и каждому удавалось исполнить от силы песен пять-шесть.

Печально, что именно во время одного из таких концертов Игорь Тальков и был убит шальной пулей в закулисной потасовке. Убит даже не на пике своей популярности. Скорее, в начале настоящего осознания своих творческих и личностных сил, и обретения своего слушателя и зрителя.

Александр Сырцов, при участии Виктора Дятликовича

Похожие публикации

Добавьте комментарий

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

В ожидании наступления ВС РФ в штабах ВСУ происходит полная дичь
Внутренний аудит Минобороны Украины выявил нарушений на 10 млрд грн
В Санкт-Петербурге участковый уполномоченный попался на взятке
Эксперты ждут максимального падения выдач ипотеки в 2024 году
В Луганской области раскрыто убийство. Четверо задержаны
Стоны Украины про «Израилю помогают» вызывают только усмешку
Мигрантам хотят запретить привозить в Россию детей и возможно жен
Главное из нового брифинга Минобороны России от 17-04-2024 года:
В Нижегородской области студентка убила свою приёмную мать
Потепление в Москву вернется на следующей неделе
Средняя цена аренды однушки в Москве сейчас 60.000 рублей в месяц
Поступило предложение разблокировать X (экс-Твиттер) в России
Совфед утвердил И. Подносову на должность председателя Верховного Суда РФ
Дмитрий Медведев порассуждал об иноагентах в мире и в России
Сообщается о поражении командного пункта противника в Чернигове
обновлено
В Тамбове оштрафован бизнесмен, наладивший изготовление поддельной икры
Недопрезидент Украины Зеленский о том как его кинули США
обновлено
За истязания и изнасилование полицейский получил 12 лет колонии
Мобилизованные на Украине стали нынче непомерно дорогие
Задержан зам. начальника отдела полиции по Самарскому району А. Абрамов
Такер Карлсон и Павел Дуров. Интервью на русском языке
Обзорная сводка с фронтов СВО на утро 17-04-2024 г. от Двух майоров
Полиция получит доступ к истории болезни криминальных пациентов
Спрос на российские карты МИР у иностранцев вырос в 6 раз
Рост потребительских цен в марте замедлился в России
Украинское недоправительство опасается «радикального ополчения»
Наказание автовладельцев США в формате «штраф - лопатой по стеклу» -
Украина отказалась от предложения обмена пленными 500 на 500
Рамзан Кадыров рассказал о новом назначении Апты Алаудинова
Больше чем удар по французским военным в Славянске
Си Цзиньпин объяснил Шольцу, что нужно сделать для мира на Украине:
Предложивший сделать виселицу из Арки дружбы украинский писатель внезапно умер
Семьи мобилизованных граждан получат дополнительные меры поддержки
Зеленский подписал закон об ужесточении мобилизации на Украине.
обновлено
Олух Шольц нагло врет комментируя итоги своего визита в Китай
И когда Ивлеева все успевает? И полуголой сниматься и армию оскорблять?
обновлено
Зеленский хочет такую же защиту и поддержку, как у Израиля
обновлено
Главное из нового брифинга Минобороны России от 16-04-2024 года:
Владимир Путин в Кремле встретился с главой ЦИК Эллой Памфиловой
В Вологодской области подросток напал на полицейских с ножом
Все новости
Наверх