Эксперименты японских ученых показали, что, во-первых, существенное количество частиц SARS-CoV-2, способных заражать клетки, может неделями сохраняться в покойниках, во-вторых, хомячки инфицируются от мертвых собратьев, а значит, такой риск нельзя полностью исключить и для людей. Исследования опубликованы в электронных библиотеках medRxiv и bioRxiv.
О результатах сообщила газета The New York Times.
В первом исследовании ученые проверяли образцы из носоглотки и легких 11 трупов. У шести даже спустя 13 дней количество "живых" вирусных частиц было сопоставимо с тем, что бывает у больных с симптоматическим COVID-19. В легких вируса было больше, чем в верхних дыхательных путях. Что SARS-CoV-2 сохраняет способность к заражению после смерти человека, было известно давно, но вирусный титр - количество частиц - прежде не измеряли.
В эксперименте с хомяками их разделили на десять групп. В каждой было по два зверька, которых сажали на сутки в клетку с убитым после заражения SARS-CoV-2 сородичем. В трех группах из десяти вирус передался здоровым хомякам. Затем ученые закупорили отверстия на теле мертвых грызунов гелем и ватой, чтобы предотвратить утечку жидкостей и газов. Трупы снова положили к парам здоровых хомяков, и в этот раз ни один зверек не заразился.
По мнению исследователей, риск заражения существует у тех, кто работает с трупами: патологоанатомов, судмедэкспертов и медицинских работников.Так могло произойти с практикующим врачом из Тайланда, заражение которого рассмотрено в исследовании. Вирусолог из Национального института аллергии и инфекционных заболеваний Винсент Мюнстер отметила, что родственники могут заразиться во время похоронных обрядов, где члены семьи обмывают и одевают тело.
Анджела Расмуссен, научный сотрудник Организации по вакцинам и инфекционным заболеваниям при Университете Саскачевана в Канаде, рассказала The New York Times, что в Африке практика похорон и заупокойных обрядов спровоцировала крупные вспышки лихорадки Эбола. Однако вирус Эбола обнаруживают на трупах повсюду, так что заразиться им намного проще, чем SARS-CoV-2. Если бы такой путь передачи был распространенным, то случаи наверняка привлекли бы внимание.