Правозащитники предложили Госдуме внести изменения в закон о трансплантации органов и тканей человека. Речь идёт о том, чтобы позволить не кровным родственникам пациента (например, супругам и приёмным родителям) при необходимости стать его донорами.
На сегодняшний день закон позволяет изымать трансплантат у живого человека только с его согласия и в случае, если реципиент находится с донором в генетической связи.
Врачи и юристы поддерживают предлагаемые изменения, однако призывают законодательно подстраховать и доноров, и реципиентов от возможных рисков — например, от дачи согласия на донорство под давлением родственников или на коммерческой основе.
Президент общественной организации «Коллективная защита» Марат Аманлиев предложил внести поправки в действующий с 1992 года закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека». Инициативу, с текстом которой ознакомился RT, он направил председателю Госдумы Вячеславу Володину.
Речь идёт о возможном изменении правил изъятия органов и тканей (за исключением костного мозга) у живых доноров. На сегодняшний день добровольное согласие на изъятие трансплантата у человека возможно, только если речь идёт о его пересадке генетическому родственнику.
Так, если муж и жена имеют полную медицинскую совместимость и для спасения жизни друг друга готовы пожертвовать необходимый орган или его часть, закон не позволит им это сделать, даже если ситуация критическая и других доноров нет — связь между ними есть только на бумаге, но не по крови.
В связи с этим предлагается расширить эту норму и предоставить возможность в экстренных случаях помогать не только кровным родственникам, но и всем фактическим членам семьи.
«Хотя супруг для другого супруга не является лицом, имеющим генетическую связь, однако представляет собой человека, которому он посвящает жизнь, о котором заботится... Усыновлённый ребёнок для родителя не является лицом, имеющим генетическую связь, однако последствием усыновления является приравнивание юридического статуса усыновлённого ребёнка к правовому положению родного ребёнка... Полагаем, что потенциальные живые доноры должны быть вправе сохранить и спасти жизнь своему близкому человеку», — отмечается в пояснительной записке к документу.