Самолет ТУ-124 Казанского авиаотряда, выполнявший пассажирский рейс по маршруту Одесса-Киев-Казань, вечером 27 августа 1979 года вылетел из одесского аэропорта и, совершив посадку в столице Украины, взял курс на Казань.
Полет проходил нормально, и примерно через час лайнер пересек траверсу Инжавино (условный рубеж, где воронежский диспетчер «передает» рейсы пензенскому коллеге). «Воронеж» попрощался с экипажем, пожелав ему мягкой посадки.
На радиосигналы из Пензы борт N 46528 не отвечал. Запросили диспетчера ПВО, следившего за пассажирскими линиями: ТУ-124 по радарам не видели. В Казанском порту встречающим объявили о задержке рейса по техническим причинам…
С наступлением темноты один из жителей Иноковки поставил сеть на реке как раз в том месте где Ворона огибает село своим подковообразным руслом, и, усевшись в лодку, остался сторожить будующий улов. Уже за полночь задремавший рыбак проснулся от громкого хлопка. Еще через мгновенье лодку чуть не перевернуло прокатившейся по речной глади волной. Откуда-то сверху посыпался град из неразличимых в темноте предметов, а, секунду спустя, в нескольких метрах от лодки всплыл труп женщины. Поседевший от пережитого ужаса рыбак со всех ног бросился домой.
Примерно через два часа после исчезновения самолета в Кирсановском РОВД раздался звонок. Звонили из Иноковки.
Не дождавшись рассвета, местные жители сбежались к месту катастрофы. То, что они увидели, трудно описать словами. На поляке, окаймленной руслом реки, в радиусе трехсот метров валялись обломки самолета. Вокруг них. — обезображенные людские тела.
Кто-то сразу сообразил что к чему и принялся снимать с трупов кольца, серьги, коронки. Среди разбросанного по поляне багажа было много коробок со сливочным маслом. Его брали с запасом. На бутерброды…
Мародерство прекратилось только к шести утра, когда место падения самолета оцепили поднятые по тревоге войска. Тремя часами позже прилетела бригада Тамбовского УКГБ, в которой и был человек, рассказавший мне эту историю.
Работы по сбору трупов продолжались не один день. Из 56-ти пассажиров «уцелели» только трое. Остальные трупы являли собой развороченные куски человеческого мяса с оторванными конечностями. На ветвях деревьев висели руки и ноги. В кроне прибрежной ветлы нашли труп стюардессы. Ее ногу отбросило в сторону на несколько десятков метров.
На трупах не было почти никакой одежды. Ее сорвало потоком воздуха при падении.
Кабина, где находились командир, второй пилот, штурман и трое «зайцев», которым не нашлось места в переполненном салоне, упала в сорока метрах от центральной части фюзеляжа. Люди, сидевшие в ней, превратились в кровавый фарш, размазанный по приборной доске.
Сила удара о землю была такой, что один их двигателей вошел в грунт на глубину более двух метров.
Для расследования причин катастрофы из Москвы срочно вылетела комиссия Министерства гражданской авиации. К тому времени части самолета перевезли на территорию Кирсановского училища гражданского флота и собрали там в первоначальном виде.
Расшифровка данных из «черных ящиков» (на самом деле это свинцовые шарообразные капсулы со встроенными магнитофонами) дала возможность восстановить подробности катастрофы с точностью до секунд.
В 0 часов 42 минуты московского времени (сразу после окончания связи с Воронежем) на высоте 9300 метров произошло самопроизвольное открытие закрылок, расположенных в тыльной части крыла. При крейсерской скорости 920 км/час самолет резко затормозился и начал пикировать. На высоте 6200 метров, когда скорость падения достигла 1260 км/час, обшивка не выдержала, и корпус самолета развалился на части.
Пассажиры, находившиеся в салоне, «высыпались» оттуда за доли секунды. Еще чуть дольше тридцати секунд длилось «свободное падение». До земли долетели трупы. По заключению врачей, люди умерли от разрыва сердца, еще находясь в воздухе…
На вопрос почему открылись закрылки однозначного ответа дано не было. То ли вышла из строя электросистема, то ли кто-то из «зайцев», сидевших в кабине (среди них был девятилетний мальчик) дернул за тумблер, расположенный сверху, за командирским креслом. Разгадку этой тайны не узнает уже никто.
К моменту Кирсановской катастрофы на линиях «Аэрофлота» летали 12 «ТУшек» 124-ой модели, подлежавшие списанию еще в 76-м году. После трагедии лайнеры этой серии пустили на металлолом. Вместе с памятью о людях, нашедших свою смерть на тамбовской земле…
Тамбовские губернские ведомости