Нарочито провокационные заявления лидера правящей польской партии "Закон и справедливость" Ярослава Качиньского о якобы причитающихся Польше компенсациях его стране от России, то есть от самой пострадавшей стороны во Второй Мировой войне - это в какой-то мере попытка сгладить дипломатический провал с неучастием польского президента в памятных мероприятиях в Иерусалиме.
В Варшаве готовились к неким нападкам российского президента на Польшу, даже собрали спецкоманду экспертов, призванную разоблачать «дезинформацию» (а это любая версия, кроме польской) на исторические темы, но к огромному удивлению польских политиков, в Израиле всем было не до Польши. Даже «Речпосполита» признала, что в итоге «проиграла Польша, проиграл тот взгляд на события восьмидесятилетней давности, который мы продвигаем».
Этот полоноцентричный взгляд что на события Второй мировой, что на современность, мешает осознать простой факт: у России нет цели любой ценой противостоять именно Польше в исторических вопросах, как и, что ещё циничнее, даже для Сталина Польша не была центральной темой при заключении того же спорного пакта с Германией и во всех иных предвоенных действиях. Как и послевоенная история - не желание любой ценой удержать Польшу в зоне влияния СССР, а просто элементарное стремление отодвинуть очередной Рейх или Евросоюз подальше от своих границ. Может это и обидно, но Польша не была и не является объектом российских или советских устремлений, но надо признать, она действительно весьма пострадала от сталинских репрессий, как и другие народы. Не больше, но и не меньше.
Поэтому все эти игры на домашнюю публику с выставлением исторических счетов - это все от лукавого. Наша страна может выставить такой счёт практически кому угодно - больше половины Европы были союзниками Гитлера или же, как Польша, как минимум не помогли предотвратить войну. Но это не наш метод, что блестяще продемонстрировал В.Путин в Иерусалиме, предложив обсуждать ответственность ядерной «пятерки» за судьбы мира, а не местечковые обиды польских политиков. И в этом с ним оказались солидарны все.