Арест могущественного шефа LDz может нанести существенный удар по транзитной отрасли ЛАТВИИ в целом.
В конце минувшей недели «долго молчавшее» KNAB вдруг выдало сенсацию: борцы с коррупцией задержали самого Угиса МАГОНИСА, многолетнего председателя правления и президента госкомпании «Латвияс дзелжсцельш» (LDz - Латвийская железная дорога)! Он был взят под стражу и препровожден в следственный изолятор поздно вечером в минувший четверг, когда возвращался из Эстонии. Позднее в отдельных СМИ начала распространяться информация, что Эстония и «повинна» в случившемся: якобы г-на Магониса подозревают в получении полумиллионной (!) взятки при закупке Латвийской железной дорогой старых дизельных локомотивов у эстонской компании.
Подчеркнем: это все пока что домыслы и догадки; по крайней мере к моменту подготовки этого материала KNAB хранило молчание по поводу причин задержания Угиса МАГОНИСА. Но очевидно, что повод все-таки был весьма серьезным. Не случайно суд вскоре дал санкцию на арест экс-шефа LDz, а Минсообщения молниеносно не временно отстранило его от должности, а сразу же уволило! Видать, министр сообщения Анрийс МАТИСС отлично осведомлен о причинах отправки г-на Магониса в тюрьму...
Сразу же после ареста экс-шефа LDz эксперты задались вопросом: как это событие повлияет на латвийскую транзитную отрасль? Конечно, с одной стороны, бизнес есть бизнес, и едва ли задержание Магониса поставит крест на отправке всех российских грузов по железной дороге Латвии. Но уменьшение объемов российского транзита вполне возможно. Ведь Магонис обладает действительно колоссальными связями в Москве на самом высоком уровне, и эти (рискнем сказать - дружеские) отношения во многом и помогли Латвии даже в период нынешней «холодной войны» сохранить российские грузопотоки. В частности, Магонис плотно дружил с близким соратником президента РФ, главой Российских железных дорог Владимиром ЯКУНИНЫМ, который даже прилетал на юбилей своего латвийского коллеги.
LDz - это больше, чем просто железная дорога, это в значительной степени главный кровеносный сосуд всех трех латвийских портов. Нет российского грузопотока по нашей железной дороге - нет и львиной доли грузов в Рижском, Вентспилсском и Лиепайском портах.
После ареста Магониса ситуация в сфере транзита осложняется еще и тем, что вот уже почти год не работает латвийско-российская межправительственная комиссия, которая призвана поддерживать прагматичные отношения в экономике. Не работает она и в силу геополитических причин, и в силу причин... личностных. Латвийскую часть межправкомиссии возглавляет глава МИДа Эдгарс РИНКЕВИЧС, который после своих высказываний в Twitter в адрес РФ стал в Москве персоной нон грата.
В общем, министру сообщения Анрийсу Матиссу в данной ситуации не позавидуешь: ему предстоит поломать голову над тем, как спасти транзитную отрасль в создавшейся ситуации. Первоочередная задача - определиться с преемником Магониса. Как известно, сразу после его ареста Минсообщения назначило исполняющим обязанности председателя правления LDz Айвара СТРАКШАСА. Однако, по слухам, уже вскоре руководство министерства планирует назначить реального шефа LDz, и им может стать магистр права и управления Эдвинс БЕРЗИНЬШ - нынешний вице-президент LDz, который реально находится, как говорят, «в теме», то есть знает все нюансы, связанные с транзитом. Но очевидно, что и ему понадобится время, чтобы полностью войти в курс дела и попытаться реанимировать те связи, которые были в соседней стране у арестованного Магониса...
Сделайте мне больно, господа!
На прошлой неделе Европа отметила печальный юбилей - год санкционной войны между ЕС и Россией или, точнее, год с момента введения Москвой продовольственного эмбарго как ответной меры на евросоюзовские санкции в отношении РФ.
Отметим, что Россия в июле также продлила ответные санкции - причем не до января, как Брюссель, а даже до июля следующего года, то бишь на год. Увы, пока ничего не свидетельствует о том, что хотя бы в январе взаимные санкции могут быть отменены или ослаблены.
Спустя год после начала фактически экономической войны уже можно подвести первые итоги или, точнее, подсчитать, зафиксировать убытки. Колоссальные потери несут обе стороны этой, по существу, бессмысленной войны. Австрийский институт экономических исследований констатировал, что в результате войны санкций ЕС понес убытки в размере 100 миллиардов евро.
Это напоминает своего рода мазохизм, когда страны пытаются навредить сами себе!
Германия, Франция, Великобритания, Испания, другие крупные страны ЕС уже понесли убытки, которые измеряются в общей сложности десятками миллиардов евро. Но если для больших стран такие потери не привели к очень тяжелым экономическим и социальным последствиям, то для маленьких стран ЕС - прежде всего соседствующих с Россией - война санкций оказалась очень «кровавой». Латвия, Эстония и Литва вполне могут претендовать на статус самых пострадавших от санкций.
Минземледелия ЛР признало, что вследствии российского продовольственного эмбарго закупочные цены на молоко снизились минимум на 27%! Понятно, что фермерские хозяйства терпят огромные убытки, под ударом оказались и грузоперевозки. Мало того что сильно пострадали производители и поставщики санкционных товаров, так еще и хлебнули горя те, кто поставлял в РФ товары, не попавшие под санкции. Просто в силу геополитической ситуации и в свете общих плохих отношений между РФ и ЛР вновь под запретом в России оказались латвийские шпроты и другие рыбные консервы.
Война санкций непосредственным образом отразилась и на госказне: собираемость налогов сильно упала по сравнению с запланированной. Вновь выросла безработица, и наверняка те, кто не сможет трудоустроиться, пополнят многотысячную армию новых эмигрантов...
Чего уж скрывать: для России война санкций тоже оказалась очень болезненной - и в целом для экономики, и в частности для российского бизнеса и простых россиян. Особо пострадали те, кто занимался ритейлом, то есть поставками продовольствия, попавшего под запрет. Понятно, что сократился и ассортимент товаров в российских магазинах, возрос объем фальсификата, выросли цены на многие продукты... Однако только совершенно наивные европейские политики и те, кто не знает Россию, могли полагать, что война санкций и эмбарго, во-первых, заставят руководство РФ изменить свою внешнюю политику, а во-вторых, приведут, например, к голоду или хотя бы к появлению дефицита.
По крайней мере, продовольственное эмбарго явно пошло на пользу сельскохозяйственной отрасли РФ: те, кто в последние месяцы побывал в соседней стране, в один голос говорят о том, что на полках российских магазинов появилось еще больше отечественных продуктов - причем весьма хорошего качества. Очевидно, что чем дольше будет продолжаться война санкций, тем меньше шансов будет у евросоюзовских производителей вернуться на российский рынок. Все ниши просто будут заняты за счет поднявших голову российских производителей и за счет импорта из тех стран, которые не присоединились к этой войне санкций: Сербии, Турции, Китая, стран Латинской Америки, Израиля...
России предстоит ответить и еще на один «вызов» - запрет на поставки Москве западных технологий для оборудования стратегического назначения. Понятно, что здесь так быстро найти ответ не удастся: Россия не готова к быстрой технологической революции. Тем не менее Россия переживала и не такие неприятности, и, видимо, подобная встряска ей нужна - чтобы мобилизовать свои силы и не жить только за счет экспорта энергоресурсов.
Уже во многих странах ЕС поняли, что санкции - это тупик, с помощью санкционной дубинки не изменить политику России и тем более не разрешить конфликт в Донбассе. Однако едва ли это понимание приведет к отмене санкций. История показывает: санкции намного легче принять, чем отменить. Для отмены санкций нужны очень веские аргументы. Политические элиты стран ЕС так сильно напугали российской угрозой своих жителей и самих себя, что оказались заложниками этой «холодной войны». А значит, даже если вдруг ситуация на Донбассе и впрямь начнет быстро нормализовываться, то все равно санкции «наутро к завтраку» не отменят. Найдут еще какую-нибудь зацепку, чтобы их продлить - например, ведь есть еще «вопрос Крыма»...
В общем, взаимный мазохизм будет продолжаться.
Киба Никле