Резкое снижение процентных ставок по гособлигациям позволило ряду европейских стран, находящимся в кризисе, сократить бюджетные дефициты и даже облегчить меры жесткой экономии.
Одной из такой стран, которым, как говорится, неожиданно привалило счастье, является Испания, пишет Wall Street Journal (WSJ). Недавно Мадрид впервые продал гособлигации с отрицательными ставками. Аукцион помог четвертой экономике Европы несколько ослабить остроту проблемы с дефицитом, которая в немалой степени портит отношения между Мадридом и Брюсселем.
Конечно, Испания – далеко не первая страна, за покупку облигаций которой инвесторы не получают деньги, а платят их. Берлину инвесторы, к примеру, доплачивают за немецкие облигации уже 10 лет. Испания не стала первой страной и среди тех, кому отрицательные ставки помогли сократить дефицит бюджета. Экономисты банка Société Générale считают, что ок. 40% дефицитов бюджетов члены еврозоны сумели сократить в 2012-15 гг. как раз благодаря отрицательным ставкам.
«Это (отрицательные ставки) помогли многим странам облегчить меры жесткой экономии и снижение дефицита госбюджета до необходимого уровня»,- уверен экономист Société Générale Айвэн Мамалет.
В основном центробанки снижают процентные ставки по облигациям при помощи покупок гособлигаций. В развитых странах они пытаются убедить инвесторов очень низкими ставками покупать рискованные активы. Это стимулирует инфляцию и рост экономики. Например, ЕЦБ и главный японский банк Bank of Japan ежемесячно покупают гособлигаций на 85 млрд евро и 9 трлн иен (77 млрд евро) соответственно.
Еще больше способствуют снижению ставок сами инвесторы, которые ищут безопасные активы для хранения своих денег. При росте цен процентные ставки снижаются.
У Испании серьезные проблемы с дефицитом бюджета. Недавно министры финансов ЕС пригрозили испанцам штрафом за чрезмерно высокий дефицит бюджета в прошлом году – 5,1% от ВВП. Еврокомиссия требует, чтобы он не превышал 3%. Испания планировала снизить в 2015 г. дефицит до 3,6% и просила Брюссель продлить для нее время для снижения его до предельной величины, но не выполнила свое же обязательство. В Мадриде надеются, что отрицательные ставки помогут снизить дефицит.
В США снижение ставок помогло американскому правительству снизить дефицит госбюджета менее чем до 3% от ВВП, т.е. до уровня до финансового кризиса.
Кроме снижения процентных ставок, покупка гособлигаций имеет еще один плюс для властей. Центробанки отправляют доход от облигаций обратно в бюджет. Т.е. получается, что правительство платит процентную ставку само себе. Таким образом, ФРС и Bank of England вернули в свои бюджеты 596 млрд долларов и 36 млрд фунтов стерлингов (47,2 млрд долларов) соответственно.
В развитых странах центробанки не контролируют бюджеты. Это сделано для того, чтобы политики не могли включать в зависимости от своих политических желаний и амбиций печатный станок. Хотя большую часть истории главные банки больше финансировали свои правительства, чем занимались макроэкономическим контролем.
Старейшим центральным банком считает шведский Riksbank. Он был открыт в 1668 г. как замена банку, при помощи которого король Карл Густав финансировал войну с Польшей. Bank of England был создан в 1694 году и тоже с целью финансирования войны, только против Франции. Он также обслуживал долги Минфина до 1997 г., когда наконец получил полную независимость.
Федеральная резервная система, напоминает WSJ, предполагалась как исключение из этого правила. При создании главного американского банка в 1913 г. считалось, что он не будет подконтролен правительству. Однако менее чем через год после создания, когда началась Первая мировая война, главной функцией ФРС тоже стало финансирование Белого дома.
Сейчас многие аналитики и инвесторы считают, что граница между центробанками и бюджетами вновь будет нарушена. Ходят сильные слухи несмотря на опровержение директора главного японского банка Харухико Куроды, что Bank of Japan намерен прибегнуть к так называемым «вертолетным деньгам», т.е. будет напрямую финансировать расходы кабинета министров.
Эксперт