Глава Федеральной резервной системы США не исключает, что регулятор будет использовать отрицательные процентные ставки в будущем.
«Отрицательные процентные ставки являются инструментом, который используется странами в Европе и других регионах», - сказала Йеллен, отвечая на вопрос конгрессмена Брэда Шермана о том, что планируется делать ФРС в случае очередного экономического спада.
«По некоторым данным, эта политика, по всей видимости, обеспечила дополнительную приспособляемость. Как я уже отмечала, мы, конечно, пытаемся узнать столько, сколько можно из опыта других стран.
Тем не менее, в то время как я не стала бы полностью исключать использование отрицательных процентных ставок в будущем в каком-то очень неблагоприятном сценарии, политики должны рассматривать широкий круг вопросов, прежде чем использовать этот инструмент в США, в то числе потенциал непреднамеренный последствий».
Удивительно, но еще в феврале Йеллен говорила, что нет ясности относительно права ФРС устанавливать отрицательные ставки. Новый ответ главы ФРС предполагает, что правовая проблема все еще не решена.
В марте, после традиционной пресс-конференции, Йеллен отметил, что Федеральная резервная система не рассматривает активно возможность введения таких ставок.
Было бы разумнее сразу исключить какой-либо инструмент из арсенала ФРС. Только тогда рынки будут знать, что произойдет, а чего никогда не случится. Подобная неопределенность только сдерживает потенциал экономического прогресса, так как рынок даже не представляет, как регулятор будет реагировать на возможные проблемы.
Здесь вполне уместно вспомнить слова главы ФРС Бена Бернанке: «Проблема QE в том, что эта программа работает на практике, но не работает в теории».
QE, или количественное смягчение, позволяло стимулировать экономику путем восстановления доверия к финансовым рынка. При этом ставки уже были около нуля.
В рамках этой программы ФРС купила казначейских облигаций и ипотечных ценных бумаг на триллионы долларов.
Фондовые рынки восстановились, процентные ставки упали, то есть программа, кажется, работала. Но все дело в том, что в качестве главы центрального банка Йеллен не может просто взять и отказаться от инструмента, влияние которого на ситуацию еще неизвестно. Да и введение такого инструмента – большой риск.
Сейчас ЕЦБ и Банк Японии практикуют отрицательные ставки, но воздействие на экономику остается неясным. Ставки по депозитам пока еще на положительной территории. С другой стороны, инвесторы выходят из банковских активов, так как отрицательные ставки рассматриваются в качестве налога на банковский сектор.
Конечно, найдутся те, кто посчитает скрытность и осторожность Йеллен за доказательство того, что ФРС планирует ввести отрицательные ставки в будущем.
Другие критики будут говорить, что слова чиновников ФРС вообще не имеют значения, так как отрицательные ставки придется вводить, если будет необходимость.
В любом случае, ФРС пока не отказалась от этого инструмента, а значит определенности мы не увидим еще долго.