По экранам компьютеров бегут красные цифры, становясь всё многозначнее и многозначнее. Темпы падения фондовых индексов на мировых биржах зашкаливают — не каждый день в 8 часов утра по Москве увидишь около 9% потерь в Шанхае, больше 4% в Токио, по 3% с лишним в Гонконге, Джакарте, Дели, Гонконге и Сиднее.
День 24 августа 2015 года, с самого утра окрашенный в красные тона, грозит стать по-настоящему «черным» — если крах на Востоке подхватит и Запад, прежде всего — Европа и США (про Россию речь вообще не идет, поскольку капитализация отечественного фондового рынка, если считать по мировым стандартам, просто-напросто отсутствует: коэффициент РЕ капитализация/прибыль для нашей страны равен 0,7, в то время как для компаний, входящих, например, в американский индекс S&P500, он сейчас выше 19, а «нормой» считается коридор 15-17).
8:40. Гонконг уходит уже за 5% в «красную зону», остальные фондовые площадки АТР в минусе больше, чем на 4%. «Медвежье» ралли продолжается…
Что, собственно, происходит и почему? Почему Китай пошел на коррекцию своего фондового рынка и девальвацию юаня, которые, собственно, и спровоцировали нынешний обвал?
У Китая сегодня — первая экономика мира, производящая до 40% мирового объёма реальных (а не фиктивных, спекулятивных и «виртуальных» — это важно!) товаров и услуг.
У Китая — полуторамиллиардный внутренний рынок.
У Китая — гигантский золотой запас.
У Китая — мощный ракетно-ядерный потенциал.
У Китая — своя сфера влияния глобальных масштабов, куда входит не только большинство стран АТР с мощной диаспорой хуацяо, но также БРИКС, ШОС и «черная» Африка южнее Сахары.
У Китая — море, опять же, реальных активов по всему миру.
И вот, МВФ, где бал правят США, попытался «бортануть» такой Китай — отказался включить юань в валютную корзину SDR ранее октября 2016 года.
Американцы, говоря на сленге «лихих девяностых», в открытую «быкуют» — и не просто «быкуют»: в ответ (да, в ответ — давайте уж начистоту!) на тысяча первое китайское предупреждение звучат взрывы на химических заводах в Тяньцзине (с цианидом натрия) и в Цзыбо, а также на металлургическом заводе в Аньшане. Вы верите в то, что все эти катастрофы за одну неделю произошли «сами собой»? Тогда поверьте и в то, что «сам собой» произошел также вчерашний взрыв на американской военной базе в японском городе Сагамихара…
«Оборотка» пошла более чем внушительная, «вашингтонскому обкому» есть о чем подумать насчет новой мировой войны «здесь и сейчас».
9.00. Торговые сессии на Востоке близятся к завершению. Идёт техническая коррекция в обратную сторону, подтверждающая, что ситуация на фондовых рынках пока не вышла из-под контроля. Шанхай поднимается до «минус семи», Гонконг, Джакарта и Токио «минус четыре с лишним», Дели и Сидней — чуть меньше «минус четырех»…
За выходные (целых два дня, 22-23 августа!) у американцев было время не только принять принципиальное решение начать договариваться с китайскими товарищами, но и попытаться не допустить развития пятничной паники на своих рынках, устроив «гидроразрыв пласта» нужным объёмом долларовой массы. Первое не сделано на 146%, второе… Посмотрим. Как говорят медики, «вскрытие покажет». Но на американских супербыков (или супербизонов?) уже явно нашлись китайские супермедведи (или суперпанды?).
Как может пойти дальнейшее развитие событий? Различных вариантов — превеликое множество, но основных — всего-навсего три.
Вариант первый — быстрое схлопывание «пузыря» долларовых деривативов. Объём денежного агрегата L, ныне, по экспертным оценкам, достигающий $4 квадриллиона, уменьшается в несколько раз, приходя в соответствие с Global Domestic Product (GlDP), который составил около $108 трлн по итогам 2014 года. Доллар теряет статус главной резервной валюты мира, США утрачивают глобальное лидерство, либо объявляя дефолт, либо погружаясь в социально-экономический хаос.
Вариант второй — медленное схлопывание всё того же «пузыря», чего, в принципе, можно достичь целым комплексом «аварийных мер»: от прекращения биржевых торгов (по любой причине) до реализации масштабных провокаций типа пресловутого 9/11. Но если в 2001 году Америка тем самым создала себе плацдарм для геостратегического наступления, то сейчас её задачей будет геостратегическое отступление без паники и развала.
Наконец, вариант третий — та самая новая мировая война, которая «всё спишет». Всё — означает не только долги, но и всю планету Земля с некоторое время процветавшей на ней человеческой цивилизацией.
Шанхай — -7,73%, Токио — -4,61%, Гонконг — -4,66%, Дели — -3,71%, Джакарта — -4,37%, Сидней — -4,03%. Цифры красные, они уже пахнут кровью.
Олег Щукин