«Девушка из Дании» напомнила, что трансгендеры среди нас
В 1926-м году Эйнар Вегенер, один из лучших пейзажистов Дании, с пугающей постоянностью рисующий одно и то же болото, соглашается помочь своей любимой красавице-жене (тоже художнице, но не такой прославленной). Герда не успевает закончить картину к выставке и просит попозировать его вместо отсутствующей балерины, для чего надо надеть чулки и туфли. «Просто расслабься», — улыбается она, никак не подозревая, к каким последствиям приведёт её просьба.
Вскоре Эйнар украдёт её ночнушку, начнёт расхаживать в платье и даже заведёт интрижку на стороне. Оказалось, что внутри него всегда жила Лили — которая, высвободившись, уже не намерена прятаться обратно. «Я всегда был милашкой, просто ты не замечала», — смущённо хихикает он. «Шлюху из неё не делай!» — настоятельно просит Грета. Врач объясняет «болезнь» «химическим дисбалансом», Вегенер находит другого и решается на операцию по смене пола — одну из первых в истории.
На пресс-показе фильма «Голос улиц» позади меня сидели российские рэперы, пришедшие заценить жизненный путь своих американских братьев; рекламный ролик «Девушки из Дании» они приняли, если выразиться помягче, с гневным возмущением, он оскорбил их до самой глубины их чуткой рэперской души. Один такой случай не говорит, конечно, об отсутствии толерантности во всей России, но что-то всё-таки подсказывает, что фильм о том, как мужик добровольно отрезал себе яйца, не будет пользоваться у нас сногсшибательным успехом. Это в развращённых свободой европах позволяют себе всякого, у нас с подобными типчиками баловаться не привыкли — отчего сам факт выхода картины в относительно широкий прокат можно засчитать пусть самоубийственным, но подвигом.
«Оправдать» прокатчиков могут имена создателей фильма, мимо которых не пройдут ценители настоящего кинематографа. Режиссёр — Том Хупер, за плечами которого, помимо ярких телевизионных работ, оскароносный «Король говорит!» и отличная экранизация «Отверженных». В главной роли — Эдди Редмэйн из тех же «Отверженных», год назад получивший «Оскар» и все прочие награды англоязычного мира за «Вселенную Стивена Хокинга». Сыграв злодея в «Восхождении Юпитер», он вскоре упрочит свою репутацию беспроигрышным сказочным блокбастером «Фантастические твари и где они обитают». Напарницей ему стала Алисия Викандер, за последний год также сменившая статус с «не понять кто» на «восходящая звезда мирового экрана» («Из машины», «Воспоминания о будущем», «Агенты А. Н.К.Л.»).
Кроме того «Девушка из Дании» принимала участие в конкурсе Венецианского фестиваля и по итогам года получила пять номинаций от Британской киноакадемии и четыре — от Американской. Так что ещё больший скандал мог бы разразиться, пролети такая работа вовсе мимо наших экранов.
Между тем повод для скандала, на самом-то деле, минимальный. Сколь неловко с этим соглашаться, но трансгендеры давно уже среди нас — это надо осознать просто как факт, восприняв, соответственно, фильм не как урок политкорректности (хотя и это тоже), а в первую очередь в качестве исторического экскурса (забавно, но ровно то же самое можно было сказать и про «Голос улиц» с его рэперами). Каждому — своё; для кого-то заявленная тема — повод для шуток, иные отнесутся к рассказу серьёзно; выводы все сделают самостоятельно.
Удивительнее как раз то, что вышеперечисленные имена отлично смотрятся на афише, но непосредственно в фильме их достижения не кажутся столь безусловными. Том Хупер старательно держит себя в руках, уделяя больше внимания не страстям, а предельно живописным кадрам, показывающим архитектуру и быт Копенгагена, Парижа и Дрездена. Он вводит в сюжет несколько чисто режиссёрских приёмов (история подаренного платка, например), но остаётся уж как-то больно далеко от зрителя. Возможно, подобная холодность и есть самая правильная в данном случае интонация, но от неё остаётся ощущение, что чего-то в картине определённым образом не хватает.
Эдди Редмэйн поражает, конечно, вживанием в образ. Будучи, несомненно, необычайно одарённым артистом, мажет он щедро, только вот одной краской. Ему удалось показать, кто такая Лили, но с Эйнаром вышло чуток хуже. Как явствует из фильма, у героев было всё в порядке с сексуальной жизнью, время для любовных утех находилось как вечером, так и утром (благо завести ребёнка за шесть лет брака у них так и не получилось). И вопрос, как можно было отказаться от женщины с внешностью Алисии Викандер, не получил в картине ответа.
Самой Викандер пришлось здесь, к слову, даже сложнее, чем Редмэйну — ей выпало играть главную роль при такой непобедимой «конкурентке». Девушка из Дании — не Лили Эльбе, а Герда Готлиб, женщина, которая была вынуждена принять доставшегося ей мужчину таким, каков он есть, согласившись с его решением разрушить их брак, до поры до времени наполненный взаимной любовью и нежностью. Выясняется, что мужем в этой семье всегда была именно она — сама пригласила Эйнара на свидание, сама впервые поцеловала. Она сумела, как сейчас говорится, монетизировать преображение супруга, сделав его (её) своей основной моделью и добившись благодаря этому столь желанной для каждого художника выставки в Париже. И она сумела отпустить его (её), какой бы болью не отзывалась в душе случившаяся в судьбе перемена…
К сожалению, не все акценты в этом образе были расставлены должным образом, что и привело к путанице в оценке: в Британии Алисия номинируется на приз как лучшая актриса, в Голливуде — за роль второго плана. Вряд ли ей светит победа в этом году, тем более что очевидно: самые лучшие работы у неё ещё впереди.
Пора подвести итог, и он сегодня таков: «Девушка из Дании» — фильм тонкий и красивый, социально важный и художественно значимый. Смотреть его необязательно, но знать о его существовании необходимо.
Источник