Эксперт по вопросам энергетики, председатель комитета по энергетике оппозиционной турецкой Народно-республиканской партии Некдет Памир по просьбе Deutsche Welle — официального рупора правительства Германии — проанализировал нынешнюю ситуацию в Турции с поставками газа.
Политика турецких властей в области энергетики нерациональна и небезопасна. Ввиду чрезмерной зависимости Турции от импорта российских энергоресурсов многие ожидают возможных перебоев в подаче газа из двух существующих трубопроводов — Трансбалканского газопровода и «Голубого потока». Через них в Турцию поступает 55 процентов от всего объема ее годового потребления газа. 48% закупаемого Турцией голубого топлива используется для производства электроэнергии. 25% потребляет промышленный сектор, 19% - домашние хозяйства. Учитывая тот факт, что Турция на 99% зависит от импортного газа, в случае прекращения поставок из РФ энергетической системе и экономике страны будет нанесен серьезный урон.
Катар — альтернатива российскому газу?
В качестве ответа на потенциальную угрозу президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган посетил Катар. Сообщается, что он подписал более десятка соглашений с шейхом Тамимом Аль Тани о поставках сжиженного газа из этой страны. Катар занимает третье место в мире по запасам голубого топлива после Ирана и России. Большинство турецких СМИ, которые находятся под контролем правящей Партии справедливости и развития (ПСР), сообщают, что поставки газа из Катара станут заменой российскому топливу и пощечиной России, если та прекратит поставлять газ в Турцию. Кроме того, некоторые СМИ утверждают, что резервов Азербайджана хватит, для того чтобы снабжать газом Турцию в течение 50 лет. В качестве третьей альтернативы упомянуты запасы углеводородов в северной части Ирака.
Самые холодные дни еще впереди
Вероятность прекращения газовых поставок со стороны России весьма низкая. Но если произвести объективный анализ имеющийся в Турции инфраструктуры, то становится ясно, что в случае перебоев с российским газом ни один из названных вариантов не является реальным и эффективным решением.
Самые холодные зимние дни в Турции еще впереди. Но уже в данный момент суточное потребление газа здесь составляет порядка 150 миллионов кубометров. В свою очередь, общий объем поставок по контрактам — 196 миллионов кубометров в день. При этом надо учитывать запасы газа в подземных хранилищах и поставки в частный сектор. В особо холодные дни в прошлом году потребление достигло 230 миллионов кубометров в сутки, что привело к существенному сокращению подачи газа сначала некоторым промышленным предприятиям, а затем и энергетическому сектору.
Инфраструктура отсутствует
В данный момент для поставок в Турцию голубого топлива из Катара, Азербайджана и Северного Ирака отсутствует необходимая инфраструктура. Частный терминал сжиженного газа Egegaz уже обеспечен заказами на поставку топлива внутри страны, вдобавок его мощность ограничена суточным объемом в 16 миллионов кубометров. Даже если Турция начнет закупать катарский газ, у нее нет возможностей закачать его в турецкую газотранспортную сеть.
Таким образом, заявления о том, что катарский газ станет альтернативой российскому, лишь пустые слова. На строительство нового терминала сжиженного газа потребуется несколько лет и инвестиции в несколько сотен миллионов долларов. Кроме того, газ из Катара существенно дороже российского, что стало бы чрезмерно тяжелым бременем для слабой турецкой экономики.
Ирак и Азербайджан: потенциал ограничен
В данный момент возможности поставок азербайджанского газа в Турцию также ограничены. В 2012 было заключено соглашение о строительстве Трансанатолийского трубопровода, который должен быть запущен в 2018 году. Если допустить, что РФ прекратит подачу газа уже завтра, рассматривать ожидаемые поставки из Азербайджана в качестве альтернативы просто смешно.
Поставки газа из северной части Ирака сейчас невозможны технически. И в краткосрочной, и в среднесрочной перспективе ситуация не изменится. Кроме того, любое соглашение об экспорте углеводородов должно быть подписано с иракским правительством. А межправительственные отношения Турции и Ирака отравлены вмешательством Анкары в иракскую внутреннюю политику, а также обвинениями Багдада в адрес Турции в контрабанде иракской нефти и сотрудничестве с «Исламским государством» (ИГ, ИГИЛ, террористическая группировка, запрещена в РФ ).
EurAsia Daily