Общее количество автосалонов по итогам 2015 г. сократилось на 7% до 4159, подсчитал журнал «Автобизнес ревю». Это случилось впервые после 2009 г., отмечает главный редактор «Автобизнес ревю» Сергей Баранов. Полностью работу прекратили 75 предприятий, говорит он. Около двух сотен дилеров прекратили торговать машинами, но оставили сервисные подразделения. В первую очередь это касается дилеров Opel и Chevrolet. Некоторые премиальные марки – Mercedes, Audi, Lexus, Infinity, по данным «Автобизнес ревю», наоборот, даже нарастили число дилеров.
По данным ассоциации «Российские автодилеры», закрылось около 700 салонов. Но окончательно перестали работать 200–250 дилеров, говорит ее президент Владимир Моженков. Мощность существующей дилерской сети рассчитана на продажу как минимум 3 млн автомобилей в год, добавляет он. Между тем, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи автомобилей падают три года подряд. Только в 2015 г. они рухнули на 35,7% до 1,6 млн автомобилей, всего же за 2013–2015 гг. падение составило 45%. АЕБ ожидает, что и в этом году рынок снизится, но уже не столь драматично – на 4,7%.
Часть центров перепрофилируется под другие марки, некоторые дилеры стали зарабатывать на обслуживании автомобилей и продаже машин с пробегом, у некоторых собственников – другой бизнес, за счет которого покрываются убытки дилерского центра, указывает Моженков. Доля подержанных машин в январе в общей структуре продаж достигла 30% против 10% в 2015 г., говорит топ-менеджер одного из региональных дилеров. Еще одна схема, которую используют дилеры, – объединение нескольких марок в одном дилерском центре с закрытием остальных, рассказывает Моженков. По его словам, на это идут марки, продажи которых упали более чем на 50% (по данным АЕБ, это Peugeot, Citroen, Chery, SsangYong и др.).
Лидером по числу закрытых центров стал «АвтоВАЗ» (66 точек) против открытых 34 новых. Две главные причины – банкротство дилеров (пермской «Экс-авто», «Уфа-АвтоВАЗа» в Башкирии, «Пурпе» в Самаре и т. д.) и неготовность некоторых компаний выполнять возросшие требования производителя и инвестировать в ребрендинг, указывает Баранов. За 2015 г. число дилеров Lada увеличилось на 4 до 351, парирует представитель «АвтоВАЗа».
Лидером по числу новых центров стал УАЗ, продажи которого снизились за 2015 г. всего на 2%. Он закрыл 25 салонов, но открыл 54 новых, говорит Баранов. Представитель УАЗа утверждает, что прирост больше – на 59 до 191. Увеличили число салонов Hyundai, Kia, Renault, Volkswagen.
Kia и Nissan в 2016 г. будут сохранять текущий уровень дилерской сети, Hyundai и УАЗ планируют расширять сеть, сообщили их представители.
В 2016 г. сокращение сетей продолжится, но не усугубится по сравнению с 2015 г., считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Дилеры переходят на сервисное обслуживание, продажи автомобилей с пробегом, в зоне риска лишь дилеры марок, продажи которых упали сильнее всего, а также монобрендовые дилеры.
Падение рынка три года подряд отражается на дилерской сети постепенно, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Поскольку в открытие центров инвестированы средства и дилеры надеются на восстановление рынка, массового сокращения пока не происходит, рассуждает он. Если падение рынка продолжится, можно ожидать дальнейшей консолидации дилерских сетей, и содержание такого количества центров не будет необходимым. Пока же дилеры стараются оптимизировать бизнес: сокращают персонал, договариваются с автопроизводителями о скидках и льготах, резюмирует Беспалов.
Ведомости