Чтобы отечественные автопроизводители не сокращали рабочие места, государство в будущем году готово взять на себя существенную часть расходов по зарплатам рабочим. Так, «АвтоВАЗ» может рассчитывать на субсидии в размере до 9 млрд рублей, что снизит расходы завода на зарплаты рабочим более чем на треть. Помощь получат и зарубежные компании, производящие машины в России. К примеру, Volkswagen может рассчитывать на сумму до 3 млрд рублей.
Минпромторг разработал правила предоставления отечественным автопроизводителям субсидий на содержание рабочих мест. Как следует из пояснительной записки к проекту постановления, субсидии выделяются для поддержания текущего уровня занятости в автопроме и демотивации компаний по проведению сокращений персонала в целях снижения издержек.
Государство готово компенсировать автомобильным заводам до 90% общих затрат на выплату заработной платы и единого социального налога. При этом предельный уровень субсидии зависит от масштаба производства: если компания производит более 400 тыс. машин в год, то она может рассчитывать на получение субсидии в размере до 9 млрд рублей. Сейчас в России только «АвтоВАЗ» соответствует таким критериям. Для сравнения, на зарплаты 67,7 тыс. рабочих в первом полугодии 2013 года «АвтоВАЗ» потратил 11 млрд рублей, то есть госсубсидия может снизить эту строку расходов компании более чем на треть.
Заводы, где производство не превышает 50 тыс. автомобилей в год, получат из бюджета не более 600 млн рублей. Объем госпомощи увеличится до 1,5 млрд рублей для производителей с мощностью от 50 тыс. до 100 тыс. машин в год. В этот диапазон укладывается большинство зарубежных автопроизводителей, разместивших сборочные предприятия в России. На более высокий уровень господержки — до 3 млрд рублей, могут рассчитывать заводы, производящие от 100 тыс. до 200 тыс. автомобилей. В этой категории, скорее всего, будет «Группа ГАЗ», Renault (завод «Автофрамос»), Volkswagen (производство в Калуге и Нижнем Новгороде), Hyundai-KIA (завод в Санкт-Петербурге) и GM (собственный завод в Санкт-Петербурге, СП в Тольятти и еще несколько площадок по контрактной сборке).
Получить субсидии смогут только те автопроизводители, кто работает в режиме промсборки или в рамках соглашений о свободных экономических зонах (это касается калининградского «Автотора»). Кроме того, получатель госпомощи не должен иметь задолженности по налогам и сборам.
В федеральном бюджете на 2014 год госсубсидии автопроизводителям на содержание рабочих мест запланированы на уровне 50,4 млрд рублей. Общий же объем господдержки автопрома в будущем году может составить беспрецедентные 99,25 млрд рублей, почти в 10 раз больше, чем в нынешнем году.
Власти не скрывают, что увеличение господдержки призвано компенсировать потери автопроизводителей от введения утилизационного сбора. На днях президент Владимир Путин подписал поправки в закон «Об отходах производства и потребления», который обяжет российских производителей платить этот сбор с 1 января 2014 года. Как ранее сообщал министр финансов Антон Силуанов, утилизационный сбор с российских автопроизводителей за первые два года принесет в казну 382,9 млрд рублей. На 2014 год поступления по этой статье составят 118,9 млрд рублей.
Известия