
Впрочем, не смотря на шум в прессе, до войны дойдет очень вряд ли. Дело тут даже не в том, что острое саудовско-иранское противостояние на Ближнем Востоке длится не один десяток лет и подобный демонстративный обмен собственной крутостью происходит далеко не в первый раз. Все гораздо проще. Королевство и Иран общей сухопутной границы не имеют, что исключает классическое использование основного и пожалуй единственного козыря сторон - сухопутных войск. Также крайне ограниченными являются десантные возможности. Ни саудиты ни иранцы не имеют сколько-нибудь достаточного количества десантно-высадочных средств, способных перебросить войсковую группировку, необходимую для успешных сухопутных операций и обеспечить потом ее материально-техническое снабжение.
Как сейчас не помню, а в 70е - 90е годы ХХ века в среднем расход МТО составлял примерно тонну на одного человека в сутки. Это не значит, что именно каждый солдат потреблял столько всего. Непосредственно пехотинец расходовал не более сотни килограмм, включая воду, продовольствие и боеприпасы. Но его нужно было обеспечивать огнем артиллерии (расход снарядов и ракет), прикрывать авиацией (расход снарядов, ракет, бомб, прочих расходников), все это нуждалось в обслуживании и ремонте, а также доставке ГСМ, в том числе с расходованием ГСМ в процессе. В общем, если брать по весу общий объем всего необходимого армейской группировке на ТВД в единицу времени и делить на ее численность "в штыках", то получалась примерно тонна. Все это нужно постоянно на чем-то возить. Рыбацкие баркасы и прогулочные катера для этих целей подходят весьма условно. А ничего другого ну и Саудовской Аравии ни у Ирана нет.
Возможность войны через территорию сопредельного Ирака тоже представляется крайне низкой. Ирак на это не пойдет точно. Особенно с учетом высокой степени иранского влияния там. Да и саудиты хорошо понимают уровень уязвимости тыловых коммуникаций в этом случае. Кроме того реальные боевые возможности сторон также взаимно неизвестны. Считается, что технический уровень Саудовской Аравии значительно выше иранского.
Точнее, так считалось до начала вторжения в Йемен, где даже в формате конфликта низкой интенсивности против по сути повстанческих племенных группировок армия КСА проявила себя весьма и весьма бледно, а по сути потерпела там поражение. На этом фоне Эр-Рияду какая-нибудь маленькая, но непременно победоносная война очень бы пригодилась, но с Ираном такой не получится точно. Он хоть и не воевал по-крупному уже более четверти века (со времен ирано-иракской 1980-1988 годов), и техническое оснащение его армии выглядит не так блестяще, тем не менее сложа руки Тегеран не сидел тоже. Плюс опыт боев в Сирии.
Плюс военно-техническое и кадровое сотрудничество с Ираком. Плюс укрепляющаяся дружба с Россией, в том числе в военной области. По некоторым косвенным данным можно заключить, что Москва уже лет пять как хорошо сотрудничает с иранским генштабом. Стало быть, общие боевые возможности Ирана точно превосходят аналогичный показатель хуситов, которым саудовцы проиграли.
Так что пока речь идет лишь о громких политических заявлениях в первую очередь для внутреннего пользования. Оперативный максимум - разовый обмен ракетно-бомбовыми ударами. КСА попытаются реализовать свое преимущество в авиации, а Иран - в оперативно-тактических ракетах. При этом потери в ракетах для Тегерана несущественны абсолютно, а потери в самолетах для Эр-Рияда весьма болезненны, а возможности иранской ПВО в точности неизвестны.
Особенно после расширения российско-иранского военно-технического сотрудничества. Стало быть даже разовый налет, даже с американским техническим обеспечением (разведданные, наведение, РЭБ) также остается самым крайним козырем, до которого даже саудиты не горят желанием доходить. Тем более что недавняя история с ракетными обстрелами КСА оперативно-тактическими ракетами из Йемена крайнюю дырявость саудовской ПВО и ПРО продемонстрировала со всей наглядностью.
В сухом остатке - только резкая риторика. С другой стороны, очень удобно, когда за базар не требуется немедленно отвечать реальными шагами. Впрочем, оно и хорошо. Еще одна серьезная война на Ближнем Востоке нам сейчас не в кассу.
Александр Запольскис