Запуск проекта продвижения продукции российских производителей через китайский интернет-ресурс AliExpress провалился. Именно так оценивают неудавшуюся попытку выхода Российских участников на эту торговую площадку.
Проект выхода наших ритейлеров на китайскую торговую площадку AliExpress был инициирован Минпромторгом в октябре прошлого года. Как сообщается в информационном релизе, российским товарам были обещаны преференции при работе поисковых сервисов интернет-магазина. На главной странице российского AliExpress появился вход в соответствующий раздел с российскими товарными предложениями. По информации Минпромторга России, к участию в проекте были приглашены 466 российских компаний, 369 из них ответили на предложение отказом, сославшись на нежелание участвовать в интернет-торговле.
Итог участия - 97 производителей из РФ в настоящее время определяется действительно удручающими цифрами: за весь период продаж через AliExpress на отечественные товары размещено только 24 (!) заказа. В раздел желаемых приобретений было добавлено 552 товара. В общей сложности страницу проекта посетили только 130 тыс. пользователей.
В числе основных причин неудачи отечественные производители называют то, что система торговой площадки AliExpress настроена исключительно на китайские нужды и особенности рынка «Поднебесной». Чтобы довести российский раздел на китайском интернет-ресурсе до ума и начать торговлю потребовалось 2 месяца, но и этого времени оказалось недостаточно для получения положительного результата - такое мнение высказывается в ряде российских СМИ.
Однако, существуют и иные точки зрения. Многие эксперты, в частности, в качестве одной из причин провала называют неадекватность цен, предложенных на российские товары. Так или иначе, есть повод детально разобраться в произошедшем.
Увы, но как часто у нас бывает, в допущенных просчётах мы ищем не свои ошибки и недоработки, а «воздействие неблагоприятных объективных условий» или козни каких-либо «враждебных сил». Конечно, проще всего обвал национальной валюты объяснять неустойчивостью цены на нефть, закрывая при этом глаза на давнюю болезнь отечественной экономики, так и остающуюся преимущественно сырьевой. Дефицит квалифицированных кадров в науке и производстве называть следствием их оттока из России, а не развалом высшей школы. Низкое качество отечественного лайнера SSJ-100, который пока что чаще своих конкурентов выходит из строя и простаивает на ремонте дольше других, списывать не на технологические недоработки недоукомплектованность технической базы и неразвитость сервисной системы, а на предвзятость покупателей и нечистоплотность со стороны конкурентов.
Безобразное качество дорог объяснять не технологической отсталостью стройдориндустрии и казнокрадством, а неустойчивым климатом. И, наконец, плачевные результаты выступления российской сборной на EURO-2016 оправдывать низким качеством газона (который, к слову сказать, другим командам не мешает), а не системными проблемами в отечественном футболе.
Кто-то давно заметил, что положительный опыт успокаивает, отрицательный - заставляет думать, делать выводы и что-то менять. В силу этого в отрицательном опыте больше проку. Поэтому сейчас очень важно провести "работу над ошибками". В первую очередь, нужно понять, что организация продаж и продвижения товаров в сегодняшнем искушённом мире, где трудно кого-то чем-то удивить, стало наукой и искусством одновременно. Желающему выйти на рынок и закрепиться на нём необходимо научиться понимать своего покупателя, его потребности и возможности, осознать факторы, влияющие на колебания спроса и предложения.
Во-первых, надо объективно взглянуть и на наше умение продавать, и на сложившиеся перекосы в товаропотоках выставляемой на продажу продукции. Сказать то, что отечественная продукция не востребована на мировых рынках, пожалуй было бы неправдой. Но при этом, организация нашего экспорта порой выглядит абсурдно. Тот же Китай, да и иные страны региона, с удовольствием потребляют рыбу, крабов, морепродукты, икру, добываемую в российских водах. И, рискну предположить, эта продукция едва ли была представлена на AliExpress. То ли не осталось свободных объёмов для выставления востребованной отечественной продукции на продажу через подобные торговые площадки, то ли нет заинтересованности у российских производителей и ритейлеров повышать прозрачность сделок и легализовывать каналы сбыта того, от чего и отечественный рынок не отказался бы.
Сложнее дело обстоит с реализацией продукции других отраслей экономики (текстиль, продукция автопрома, аппаратостроения и т.п.). В этих сферах нам пока сложно конкурировать и по ассортименту, и по качеству, и по объёмам производства с нашими европейскими, американскими, да и с южно-азиатскими конкурентами. Для этого должен измениться облик самой российской экономики.
Основными ориентирами в обретении конкурентоспособности отечественной экономики должны стать актуальность и востребованность товарного предложения, разнообразие ассортимента и привлекательность, качество и надёжность. И не менее важной стратегией в достижении успеха на международных товарных рынках должна стать нацеленность экономики на высокую технологичность отечественного продукта. Именно этот параметр в ближайшие годы будет общепланетарной доминантой на товарных рынках.
Конечно, не могут не радовать положительные подвижки к повышению технологичности отечественной экономики, которые мы наблюдаем в последнее время. Спущенный на воду в Санкт-Петербурге самый мощный в мире, нашпигованный новационными решениями, атомоход «Арктика», презентованная в Иркутске линейка среднемагистральных авиалайнеров МС-21, хоть и не с первой попытки, но начавший работу космодром «Восточный», сверхмощная ракета «Ангара» - это всё примеры создания высокотехнологичных продуктов, которыми по праву может гордиться Россия. Однако, уместно сделать несколько оговорок.
Эти успехи следует рассматривать прежде всего, как примеры восстановления утраченных позиций в тех сферах, где ранее занимала лидирующие места экономика СССР. Возрождение ракетно-космической отрасли, судостроения (в том числе атомного) безусловно важные и нужные направления технологической модернизации экономики. Однако, согласитесь, вряд ли можно испытывать гордость за восстановление передовых позиций в самолётостроении или производстве атомных реакторов, но при этом оставаться неспособными производить качественные автомобили, медицинскую технику, текстиль, бытовые приборы или микроэлектронику. Сегодня на мировом рынке наукоемкой продукции доля Российской Федерации составляет менее 1%. Столь же пока незначительны наши позиции на рынке It-продуктов, микроэлектроники. В планово-убыточную, не дающую результатов, отрасль для российского бюджета превратилась работа отечественной наноиндустрии, безуспешно возглавляемая «Роснано» им. А.Чубайса. В начальной стадии развития находится и российская генная инженерия.
Участники только что состоявшегося Петербургского международного экономического форума, отмечали, что возможности нефтяной промышленности, как источника роста мировой экономики (в том числе и экономики России) исчерпаны. На пленарных заседаниях и встречах с журналистами Президент РФ В.В.Путин многократно делал акцент на том, что в ближайшие годы следует ожидать серьёзного технологического рывка, который кардинально изменит структуру, направленность как ведущих, так и развивающихся экономик. По какую сторону технологического процесса в ожидаемых глобальных изменениях окажется экономика России? Хотелось бы верить, что не в числе аутсайдеров. И, как бы там ни было, наши успехи в продвижении отечественных продуктов с брендом «Сделано в Росссии» будут зависеть не только от особенностей работы китайского AliExress, но и от: во-первых, познания нами науки продавать, и, во-вторых, от огромной, кропотливой и нудной работы над технологичностью и потребительскими свойствами наших товаров.
Готовы ли наши чиновники, производители и ритейлеры к построению таких стратегий, покажет время. Пока из положительного можно отметить одно: наши политические руководители стали, наконец, говорить о необходимости глобального перестроения отечественной экономики. Не оказались бы только эти заявления модными политическими лозунгами.
Очень хочется верить в то, что имевший место отрицательный опыт выхода отечественного производителя на торговые мировые площадки, не приведёт к остановке подобных попыток, а станет поводом для серьёзного анализа ошибок и позволит выработать такую модель построения продаж и продвижения отечественного товаропроизводителя, которая даст возможность конкурировать и завоёвывать достойное место на мировом рынке.
М.М.Елисеев