
За 6 первых месяцев этого года в страну ввезли импортных товаров на 38,8 млрд долларов, тогда как их экспорт составил всего 20 млрд, свидетельствуют данные Государственной таможенной службы.
То есть, торговый дисбаланс за полгода - минус 18,3 млрд долларов. Если так пойдет дальше, то по итогам года показатель составит, как минимум, минус 36,6 млрд. Хотя, как считает экономист Данил Монин, на самом деле он может оказаться намного большим.
И это только по товарам. Если учитывать еще и услуги (а там также наблюдается снижение экспорта и рост импорта), то минус по торговому балансу, по мнению Монина, вырастет по итогам года до 50,5 млрд долларов, что почти вдвое больше, чем в прошлом году. МВФ прогнозирует торговый дефицит для Украины на уровне 46,5 млрд долларов, а Нацбанк - рекордные 52,2 млрд.
"Это почти на 23,5 млрд больше, чем в прошлом году, и порядка 25% ВВП, рекордно много. Ни до войны, ни с начала полномасштабного вторжения такого еще не было", - говорит Монин.
Растущая дыра в торговом балансе - это, по факту, вымывание валюты из страны. Последствия могут оказаться катастрофическими для всей экономики.
"Резкая девальвация гривни, рост инфляции и торможение экономического роста, вплоть до минусовых отметок. Пока ситуацию сглаживает поступление международной помощи, но уже есть прогнозы по снижению роста ВВП в этом году", - отмечает Монин.
При этом из-за увеличения дефицита торгового баланса растет и потребность во внешней помощи. И если она не будет еще более увеличена (или, тем более, если она уменьшится), то описанные выше негативные последствия (инфляция и девальвация) украинцы смогут почувствовать уже в ближайшем будущем.
При этом внутренний запас прочности не такой уж большой - золотовалютные резервы НБУ сейчас составляют 43 миллиарда долларов. То есть, при дефиците торгового баланса в 50 млрд, в случае прекращения внешней помощи, они могут закончиться в течение года.
Основных причин резкого увеличения дефицита несколько.
Первое - рост военных закупок. В первую очередь - комплектующих для дронов, которые необходимы для их производства в Украине. Практически все комплектующие завозятся из Китая (который является крупнейшим импортером товаров в Украину - на него приходится более 20% всего импорта в страну). И поэтому чем больше Украина производит дронов, тем больше нужно импортировать комплектующих. И тем больше, соответственно, через импорт уходит валюты из страны.
Второе - прекращение транзита российского газа (из-за этого обвалился экспорт услуг) при одновременном резком увеличении импорта газа.
Третье - увеличение импорта коксующего угля из-за остановки единственной шахты в Украине, которая его добывала - шахтоуправления Покровское.
Четвертое - падение доходов от экспорта украинской металлургии и агросектора из-за нарастающих проблем как с производством продукции, так и с ее сбытом на внешних рынках (в том числе и из-за отмены "торгового безвиза" с ЕС).
Пятое - резкое увеличение импорта легковых автомобилей накануне отмены налоговых льгот с 1 января 2026 года.
И если последний фактор можно отнести к временным, то остальные проблемы носят системный (причем нарастающий) характер и труднорешаемы в условиях военного времени.
Ухудшающаяся ситуация в экономики является еще одним аргументом для Украины добиваться скорейшего мира.