После госпереворота 2014 практически каждый год в феврале в канун очередной печальной годовщины событий на майдане, возникает один и тот же вопрос – кто стрелял, кто убил милиционеров и протестующих на улицах Киева?
Ответ, вернее отсутствие его, будет лежать на Украине «родовым проклятьем» до тех пор, пока истинные, а не назначенные преступники не будут изобличены и наказаны. Когда это произойдет, и произойдет ли вообще, пока никто сказать не может.
Я уже неоднократно говорил, что преступления подобного рода в истории человечества быстро не раскрываются. А многие так и остаются нераскрытыми вовсе. Но в ситуации с Украиной уверен такого не случиться. И причин здесь несколько.
Первая – жертвы расстрелов и невинно обвиненные никогда не смиряться с тем, что настоящие убийцы (хотя бы по прошествии времени) не понесут заслуженного наказания. Скормить им басню о «злобном «Беркуте» и Януковиче» не получиться. Даже у тех, кто пока молчит, рано или поздно, возникнет желание докопаться до правды.
Вторая – майданный переворот – это, пожалуй, первый переворот, который произошел в «прямом эфире». И уж если, как писал киевлянин Булгаков «рукописи не горят», то уж сотни терабайт видео и аудиоинформации и подавно. Напрасно преступники и причастные к убийствам думают, что все удалено из сети, боюсь их разочаровать – те, кому нужно, все сохранили и в свое время данные доказательства будут представлены в суде.
Третья – за все беды, которые принес майданный переворот и последующая гражданская война, придется кому-то отвечать. И когда это время наступит, вчерашние подельники будут наперегонки «сдавать» друг друга, дабы спасти свои шкуры.
На самом деле причин гораздо больше, но и этих достаточно, что бы быть уверенным правда о расстрелах на майдане и улице Институтской просто ждет свое времени.
Теперь немного о фильме с новыми признаниями грузинских снайперов. Я, пожалуй, один из первых в своей книге «Кровавый евромайдан – преступление века» написал, что расстрелы в Киеве были и хорошо подготовлены, и неизбежны. Для меня как правоохранителя с огромным опытом – это было понятно еще в январе 2014, но я надеялся, что политикам удастся договориться и найти решение раньше, чем страшная логика переворота приведет нас к массовым жертвам. Увы, мои худшие опасения оправдались.
Более того мы уже тогда располагали и передавали соответствующую информацию о подготовке кровавых сценариев и Президенту, и СБУ. Почему она не была воспринята должным образом – это уже другой вопрос и не ко мне.
Между тем, я точно знаю (и в общих чертах описывал это в книге), что стреляющих было как минимум три группы. И учитывая опыт многих подобных инцидентов в других странах мира, можно точно утверждать, что и задачи и квалификация этих групп стрелков была разная.
Первая – это были «петрушки» на показ, а вернее на заклание, как например Бубенчик или Парасюк, вычислить которых не составляет особого труда. Они и сами бахвалятся своим участием в расстрелах, обосновывая их своими извращенными «идейными мотивами». Позже некоторые из подобных стрелков или бесследно исчезают, или публично отказываются от ранее сделанных признаний. У них происходит запоздалое осознание, что их просто устранят, как отработанных материал.
Вторая – это более профессиональные стрелки и местные организаторы, к примеру Пашинский, Парубий. Эти люди еще частично в тени, а некоторые и на высоких постах. К ним можно смело отнести «грузинских снайперов», что все громче и чаще делают публичные признания. Они принципиально отличаются от первой группы, так как они наемники, в чистом виде. Если отделить словесную шелуху, то в остатке мы увидим, что они за вознаграждение брались совершить преступление в чужой стране. И лишь осознав, что они тоже будут без колебания отданы за заклание, они отказались от вознаграждения. А теперь, когда значительное число из них уже отошли в мир иной и не по своей воле, оставшиеся в живых вынуждены рассказывать о своих преступлениях в СМИ, рассчитывая таким образом сохранить свои жизни. Не думаю, что это им сильно поможет.
Что касается местных организаторов и исполнителей среднего звена, то для разоблачения их нужно только одно, смена властной верхушки. И тогда, как я и говорил, начнется «жертвоприношение» вчерашних подельников в надежде обелить себя.
А вот основная группа – это профессионалы высокого класса. Гастролеры, которых нанимали политики гораздо более высокого масштаба. Те, кто выполнял такую работу и в странах Прибалтики в 90-х, и в северной Африке во время «Арабской весны», да мало ли где еще, где в нужный момент госпереворота появлялись «неустановленные» снайперы. Такие спецы, настоящие профессионалы, они приходят незаметно и без оружия, и после «работы» так же незаметно исчезают. Но даже их возможно найти, и скажу более мы этим занимаемся по собственной инициативе уже не первый год, и результаты уже есть.
Отдельно стоит сказать о еще одной группе вооруженных людей на майдане, которая играла весьма существенную роль, но о которой как-то забывают в рассуждениях о снайперах. Я говорю об иностранных ЧВК, и местных охранных предприятиях, подчиняющихся украинским олигархам. Их роль в развязывании кровавого сценария противостояния на майдане сложно переоценить. И здесь следуют отметить, что привлечение олигархами ЧВК, собственных охранных структур и просто подконтрольных криминальных образований для участия в госперевороте, было не спонтанным, а действием с далеко идущими планами.
Участие украинского олигархата в госперевороте обусловлено их желанием сместить Януковича и поставить во власть управляемых людей, которые им будут обязаны своей властью, которые будут повязаны одними преступлениями. Сейчас не буду анализировать, что получилось в итоге, важно другое. Различные цели и задачи самых разных элитных групп на Украине, от радикалов и неонацистов, до крупного капитала и криминалитета, ситуативно сошлись на майдане и были грамотно использованы главными заказчиками.
Виталий Захарченко