Миссия МВФ завершила свою работу в Украине. В пресс-релизе представители Фонда сообщили, что смогли достичь договоренностей с Киевом по программе расширенного финансирования. По словам главы миссии Рона ван Рудена, речь идет о необходимости проведения структурных и институциональных реформ, борьбе с коррупцией, закреплении фискальной и финансовой стабильности, а также о реформировании сектора государственных предприятий.
Украинский Минфин отрапортовал, что стороны согласовали меры, необходимые для завершения второго пересмотра в рамках EFF, и теперь эти договоренности должны быть утверждены руководством МВФ. (Сразу отмечу, все эти декларации и ориентиры-«маяки» на качественные преобразования, борьбу с коррупцией звучат по большей части для красного словца — до сих пор отсутствие преобразований и тотальная коррупция не мешали Фонду сотрудничать с «реформаторской» командой.) Важный момент: заседание Совета исполнительных директоров МВФ, на котором будет рассмотрен вопрос о продолжении программы EFF, состоится только в июле этого года.
Киев очень надеется получить следующий транш, а посему приложил максимум усилий, чтобы создать хотя бы видимость преобразований в стране.
Впрочем, еще накануне приезда представителей МВФ стало очевидно, что украинская власть оказалась в крайне щекотливой ситуации. Ведь качественных и грамотных реформ как не было, так и нет. Но миссия же должна оценить прогресс в их выполнении! И дабы убедить представителей Фонда, что Киев занимается реформаторской деятельностью, правительство приняло эпохальное решение ― с опережением на год установить цену на газ «на уровне 100% паритета к цене импортированного природного газа». «Мы считаем проведение реформ нашим внутренним домашним заданием, а МВФ ― стратегическим партнером, который помогает нам проходить этот непростой путь», ― заявил премьер-министр Владимир Гройсман.
Как пишет шведский экономист Андерс Аслунд, «украинский парламент должен принять пакет из 19 законов, включающих в себя вопросы госуправления, дерегуляции, корпоративного управления, увеличения списка госкомпаний, подлежащих приватизации, а также элементов судебной реформы, чтобы удовлетворить МВФ… Украина отчаянно нуждается в этих деньгах».
Первый вице-премьер ― министр экономического развития и торговли Степан Кубив уже призвал парламент срочно заняться рассмотрением целого пакета законопроектов и принять их в течение двух пленарных недель. Это значит, что за законопроекты, необходимые для предоставления Киеву транша, депутаты снова будут голосовать вслепую ― без надлежащего обсуждения и в нарушение регламентных норм. В частности, речь идет о правительственном законопроекте № 4536, которым предлагается исключить из списка не подлежащих приватизации объектов 391 госпредприятие транспортной отрасли и агропромышленного комплекса, в том числе «Укрспирт» и «Артемсоль». Также правительство настаивает на исключении из перечня не подлежащих приватизации ряда предприятий топливно-энергетического комплекса (№ 4525). Распродажа государственного имущества за бесценок ― вот цена, которую придется заплатить Украине за новую подачку ростовщиков.
Однако не стоит надеяться, что, заплатив столь высокую цену, власть сможет вывести Украину из кризиса. Иллюзорность помощи МВФ сегодня понимают даже на Западе. Обозреватель Washington Post Нил Абрамс и политолог Стивен Фиш уверены: «Приватизация госкомпаний не поможет. Как свидетельствует история, они просто будут проданы приспешникам чиновников. Налоговое и таможенное мошенничество вместе с различными субсидиями обогащают мощных инсайдеров и тем самым разрушают государственный прогресс».
Западные кредиты не принесут экономической стабильности и уж тем более не запустят реформы (в этом за более чем два года евроинтеграционных «реформ» украинцы не раз имели возможность убедиться). Единственное, что мы получим, ― это стремительный рост госдолга и еще более жесткую зависимость от новых траншей ростовщиков.
Причем у украинских граждан никто даже не поинтересовался, считают ли они «стратегическими партнерами» международных ростовщиков и готовы ли и в дальнейшем терпеть беспрецедентно жесткие меры экономии, которые правительство называет «реформами». Подписывая договоры с кредиторами, соглашаясь на требования МВФ, касающиеся важнейших вопросов жизни Украины, власть не удосужилась даже поставить своих граждан в известность о содержании этих договоренностей, об условиях возобновления финансирования.
Я убежден, что украинцы должны знать, какую цену они заплатят за новый кредит: стоит ли ожидать повышения пенсионного возраста (а на это уже намекнул представитель президента в КМ Лешек Бальцерович), сколько госпредприятий власть намерена пустить с молотка ради вожделенного транша, легализирует ли власть игорные заведения... Поскольку последствия «реформ» от МВФ лягут непосильным бременем на плечи граждан, то именно они должны сказать свое слово по поводу условий сотрудничества с Фондом.
Тем более что новые кредиты означают только одно: долг будет расти, а значит, платить по счетам придется не одному поколению украинцев. Только за март 2016-го государственный долг Украины вырос на 1,4%, или на $887 млн ― до $65,237 млрд (1,71 трлн грн). То есть, если называть сумму в гривне, этот показатель с начала 2014 года увеличился практически втрое.
На погашение и обслуживание внешнего долга в 2016-м Киев должен потратить около $1,7 млрд. По сути, сегодня страна одалживает для того, чтобы уже завтра выплатить эти деньги кредиторам в счет старых долгов. Но при этом государственный долг не уменьшается, а растет, делая Украину и все ее население заложниками такой политики властей. Страна движется по замкнутому кругу ― от кредита до реструктуризации задолженности, от реструктуризации до кредита. И это худшая стратегия, которую способна избрать лишь недальновидная, непатриотичная, экономически безграмотная и профнепригодная команда.
Виктор Медведчук