
НА «Харьков» обсудило проблему гигантских, но пустых украинских хранилищ с директор Фонда энергетического развития, экспертом по энергетике Сергеем Пикиным.
— Что из себя представляют украинские емкости для хранения газа?
— Объем украинских хранилищ составляет 31 млрд кубометров газа. Это самые большие газовые в Европе после России. Заполняемость этих хранилищ никогда не превышала в последние годы 50%. Турция через транс-балканский газопровод, идущий по Украине, прокачивает миллиардов 10 кубометров газа в год. Из России напрямую Турция получает 17 млрд кубов газа. В ситуации, когда есть риск, что цены могут вырасти, или риски другого рода, Украина может оказывать такие услуги. Дальше вопрос в стоимости хранения.
— А в чем интерес Турции?
— Это может быть интересно Турции по двум причинам: первое — есть ожидание, что в будущем газ будет дороже, потому что цена нефти растет. А сегодня цена будет ниже. Можно купить побольше, отправить в хранилище Украины и потом этот газ потреблять. Вторая причина — ситуация геополитической напряженности. Если Турция считает, что есть риски прерывания поставок газа из России. Хотя я так не считаю. «Газпром» не будет нарушать обязательства и все будет по договорам, как и идет. Но тут есть обратный риск – этот газ украинцы могут потратить на себя. Потенциально такой риск есть. Правительство у них нестабильно. Очевидно, что в этом году оно поменяется на другое. Каждое новое правительство работает по-своему.
— Раз это такой лакомый кусочек, то Турции грех отказаться?
— Для того, чтобы это все случилось, Украине необходимо этот газ закупить. Потому что права собственности на газ Украина не получает, когда он проходит по ее территории. Она получает в собственность только тот газ, который предоплачен. Для этого нужно будет делать какое-то трехстороннее соглашение или отдельное соглашение между «Газпромом» и турецкими компаниями о том, что они наделяют полномочиями «Нафтогаз» хранить на территории Украины газ.
— Турция, в отличие от «Нафтогаза», платит по факту поставки. Она адекватный потребитель. Для того, чтобы турецкий газ остался на территории Украины, надо проработать этот вопрос. Газ останется, Турция скажет, что он не дошел, а Украина скажет: спасибо за подарочек. Рассчитаемся после решения Стокгольмского арбитражного суда. Для того, чтобы «Газпром» перешел на такую схему взаимодействия, возможно, он потребует от Турции предоплату за такой газ. Есть большие риски финансовой несостоятельности «Нафтогаза» и Украины вообще. Просто так оставлять газ на территории Украины очень рискованно.
— А Турции нужны хранилища Украины?
— У Турции объем газовых хранилищ составляет 5 млрд кубометров. Явно не так много. Это нормальная практика, когда объем хранилищ составляет 15% годового потребления.
Напомним, что президент Украины Петр Порошенко в ходе встречи с премьер-министром Турции Ахметом Давутоглу предложил использовать украинские подземные хранилища для хранения турецкого газа. Стороны выразили желание «налаживать более тесное взаимодействие в вопросах совместного участия в развитии энергетической инфраструктуры и реализации международных энергетических коридоров».