«Слава Украине», «Украина превыше всего», «Желто-синие сердца». Главные лозунги «Евромайдана», которые пустили корни и хорошо прижились в повседневном обиходе определенной части украинцев. Однако, несмотря на восторженные возгласы ура-патриотов о бесконечной любви народа к Украине, о ее бесценности и незаменимости в сердце каждого гражданина, неумолимая статистика тихо, но настойчиво нашептывает на ухо цифры.
С 2012 года, который, кажется, был так давно, со времен, когда на Украине была какая-никакая, но стабильность, Незалежну покинули 1 миллион 896 тысяч граждан. Почти два миллиона человек. А что? Патриотизм патриотизмом, а кушать хочется.
На самом деле, удивляться нечему. Украинцы эмигрировали всегда. Первая волна утечки людей с территории современной Украины началась в конце XIX века. В результате аграрной перенаселенности некоторых территорий около 800 тысяч человек выехали на территорию США, Бразилии, Канады, Сибири, Аргентины, Австралии и Новой Зеландии. Волна эмиграции длилась до начала Первой мировой.
Второй этап оттока населения с украинских территорий был в межвоенное время 0 между Первой мировой и Великой Отечественной. За четыре года без войны, но в условиях экономической разрухи и политического кризиса в США, Канаду, Францию, Польшу и другие страны выехали 300 тысяч человек.
Третий случай массового снижения численности населения в результате его выезда за границу приходится на конец Великой Отечественной войны. Тогда фашисты вывезли в трудовые лагеря Западной Европы больше четырех миллионов граждан.
При чем тут эмиграция, спросите вы, ведь людей вывозили насильно, это не их выбор? А при том, что после окончания войны далеко не все выжившие вернулись на родные земли. 310 тысяч человек так и остались в Европе, откуда разъехались по разным уголкам мира.
И, наконец, четвертая волна, пришедшаяся на легендарные 90-е. Тут все понятно: экономический коллапс, Союз распался, что делать дальше никто не знает. Прямо-таки отечественная Великая депрессия. И больше семи миллионов эмигрантов в результате.
И вот, 2015 год. Пятой волной украинской эмиграции нынешнее время историки окрестить еще не успели, но в том, что это случится, сомневаться не приходится. Причины практически те же, что и раньше. Прошли века, изменилось мало. «За бугор» украинцев все также толкает нищета вследствие все того же экономического кризиса. Только сейчас кризис серьезнее и конца ему не видно. Плюс все та же безработица. Только опять же, в другом, гораздо более масштабном понимании.
Но добавились и новые причины. Первая и наиболее очевидная: люди бегут от военных действий. В любом краю трава однозначно зеленее пепла войны. Больше миллиона людей выехали из охваченного огнем Донбасса в другие украинские города, еще 674 тысячи предпочли и вовсе покинуть территорию Незалежной.
Причем, где бы вы думали, оказалось большинство из них? Правильно, в России. Да-да, в той самой стране-«агрессоре». 542 тысячи украинцев сбежали от войны именно в Российскую Федерацию, еще 80 тысяч оказались в пока еще братской, хотя, наверное, уже и не совсем, Беларуси.
Война стала причиной эмиграции и для многих украинцев, которые живут достаточно далеко от зоны проведения так называемой АТО. Ведь от повестки из военкомата не застрахован никто. В 2015-м, когда «патриоты», готовые идти на смерть добровольно, закончились – кто-то поумнел, а кто-то таки успел попасть в АТО, – началась так называемая уличная мобилизация.
Ребят, визуально похожих на призывников, хватали прямо на улицах, в магазинах, на станциях метро. Тут же, на месте, выписывали повестку и… вперед защищать родину. С неисправным оружием. Со своей обувью. Со своей зимней формой. С чуть ли не картонными бронежилетами.
Такая перспектива многих настолько не впечатляла, что молодые ребята просто собирали вещи и первым же поездом выезжали во все тот же Белгород, благо до него недалеко. Всего 80 километров от Харькова. При желании можно и пешком пройти за день.
Еще одна не совсем привычная причина массового бегства украинцев — идеологическая. Ведь сейчас на Украине есть только одна идея и только она – единственно верная. А скажешь слово поперек – есть шанс прослыть сепаратистом и как-то совершенно внезапно оказаться в застенках доблестной Службы безопасности Украины.
Вот и бегут люди туда, где можно говорить слово Россия вслух. Парадоксально, но во времена диктатуры, тоталитаризма, во времена Советского Союза, который не устают гнобить украинские политики и такие же журналисты, даже тогда люди бежали от идеологического пресса не так массово.
Таковы причины новой, пятой волны украинской эмиграции. Что касается карты передвижений, тут мало что изменилось. За лучшей жизнью все так же едут в Соединенные Штаты, Канаду, где размеры украинской диаспоры таковы, что у человека складывается ощущение, что он и не уезжал никуда. Кто богаче — едет в Италию, Францию.
Хотя едут и без денег. Люди берутся за любую работу: готовы и полы мыть, и на панели стоять, как показывает печальная статистика ежегодно растущего количества депортированных за проституцию. Все лучше, чем дома, хоть голодным не останешься. Патриотизмом ведь сыт не будешь.
Новостное агентство Харьков