Прогнозы по состоянию экономики Украины делают минимум три заслуживающих серьезного внимания международные организации. Однако результаты у всех отличаются на величины, далеко выходящие за пределы статистической погрешности. В частности, Всемирный банк в прогнозе на 2015 год ошибся как минимум на 10% в оценке уровня ВВП страны.
«Ирония состоит в том, что ошибки в прогнозах роста ВВП делают все – и мировые рейтинговые агентства в том числе. Методика составления прогнозов довольно отработана, но ни одна статистическая модель не может учитывать всех факторов, которые влияют на состояние экономики», — комментирует эксперт в сфере макроэкономики Владимир Данько.
Одной из главных причин, по которой падение ВВП оказалось настолько критичным, является падение экспорта. Пока нет экспорта, ни о каком росте ВВП речи идти не может, говорят эксперты. «У нас продолжается падение товарооборота с Россией и можно утверждать, что эта тенденция не изменится в ближайшее время», — отмечает экономист Борис Кушнирук.
Эксперты уверены, что уровень ВВП не отражает реальную экономическую ситуацию на Украине, это просто цифра, которую нужно нарисовать и обосновать. «Для простых граждан значение ВВП смысла не имеет. Но если Украина хочет получать кредиты и инвестиции, то ей необходимо предъявить либо нулевой рост, либо положительные цифры роста ВВП. И для того, чтобы получить нужные цифры и нужные прогнозы подключается целый аппарат: кабмины, минстаты, эксперты —все это делается исключительно для внешнего контура», — комментирует Владимир Данько.
Результатом этого камлания, в частности, стал прогноз о том, что украинская экономика, начиная с 2016 года будет показывать рост на 2% в год по оптимистическому сценарию и падение на 0,3% по пессимистическому. Инфляция по оптимистическому сценарию к октябрю составит 12%, а по пессимистическому — 14%.
«Когда страна показывает падение как Украина, чем меньше уровень инфляции заложен в бюджет, тем больше получается дельта между реальным и предполагаемым уровнем, тем больше может быть выигрыш на этой разнице, поэтому министерство финансов заинтересовано в том, чтобы максимально занизить прогноз по инфляции», — комментирует Олег Устенко, исполнительный директор международного фонда Блейзера.
Что касается прогноза по росту, то эту цифру всегда будут завышать, то же самое происходит и в Болгарии и Румынии. Прогнозы независимых экспертов, как правило, пессимистичны. «Нам еще нужно достичь дна, чтобы достичь всплывать», — заявляет Олег Устенко. Он отмечает, что падение продолжается, хотя темпы и замедлились.
«Всего с начала падения экономики Украина потеряла более 20% — это колоссальные цифры. Но я не вижу тех факторов, на основании которых можно сказать, что мы начали движение наверх. Потребление домохозяйств расти не будет, для этого нужно верить что инфляция низкая, что абсолютно не реально, а монетарная политика в виде кредитов точно не может помочь им.
Страна не может вливать деньги в экономику, чтобы стимулировать ее. Инвестиции составят 0,5 млрд – 1,5 млрд по сравнению с благополучными годами, когда они составляли 10 млрд и все равно Украина была на голодном пайке. Что касается экспорта, то экспорт тоже очевидно рушится.
Я слабо представляю себе как можно 75% украинского машиностроения, которое работало на Россию, можно взять и переместить в другие страны. Понятно, что снижение импорта нивелирует в какой-то степени падение ВВП, но этот фактор сильно бьет по карманам потребителей. Гривна потеряла две трети стоимости», — объясняет эксперт.
Украинская экономика должна показывать темпы роста 7% в год и выше для того чтобы реально сокращать разницу между уровнем жизни на Украине и уровнем жизни хотя бы румын. Если темпы роста останутся на уровне порядка 2% в год, а в настоящий момент эксперты с осторожностью говорят о цифре в 1,5%, то нужно быть готовыми к тому, что разница в уровне жизни между Румынией и Украиной будет только увеличиваться. При росте в 3% в год украинцы догонят румын к 2030 году.
ВВП на душу составит чуть меньше 2 тыс долларов, в то время как в соседней Польше это 15 тыс долларов, в Венгрии – 10 тыс долларов, в Румынии — 6 тысяч долларов, а в относительно благополучной африканской Нигерии — 2200 долларов.
Экономика сегодня