За последние дни обстановка на Донбассе не просто ухудшилась, а очень серьезно обострилась — под обстрелом оказались многие города и села по всей линии соприкосновения. Информационные сообщения из Новороссии — как сводки с театра военных действий.
В Донецкой Республике не без оснований считают, что Киев готовит масштабное наступление, которое может начаться в любой момент. Подкрепляют эти опасения не только интенсивные обстрелы из тяжелых артиллерийских систем и танков ВСУ как позиций ополченцев, там и жилых кварталов, но и стянутые к границе танки — около 430 единиц, 130 реактивных систем залпового огня и крупные вооруженные формирования. Сообщает разведка ДНР и о приближении ракетных комплексов «Точка-У» и другого тяжелого вооружения. Активизировались на линии разграничения и в тылу диверсионные группы из украинского спецназа и иностранных наемников.
По данным ополчения, ВСУ и подразделения национальной гвардии готовятся нанести удар по важным объектам инфраструктуры. Не исключено, что обстрелам подвергнутся электрические подстанции, мосты, водонапорные башни и другие объекты жизнеобеспечения Донецка, Луганска и других городов Новороссии.
Подобные военные приготовления свидетельствуют об отказе украинских властей от мирного решения конфликта и направлены на максимальное количество разрушений, чтобы разобщить людей и посеять в их рядах панику.
В ДНР и ЛНР, не смотря на эти явно провокационные и агрессивные действия Киева, все еще пытаются оставить последний шанс для мирного урегулирования и оставляют боевую технику на тех позициях, куда она была отведена после минских договоренностей. При этом подразделения Донецкой народной республики приведены в полную боевую готовность и по команде готовы выдвинуться на боевые позиции и вести полномасштабные боевые действия. Можно не сомневаться, что сделают они это молниеносно.
Украинские власти, потерпев по сути разгромное поражение при попытке захватить «взбунтовавшийся» регион (одни только Дебальцевский и Углегорский «котлы» чего стоят), похоже готовы наступить на старые грабли. В Киеве за время перемирия, когда худо-бедно действовали договоренности, не тратили время даром и всячески накачивали «стальные мышцы».
Увеличили численность вооруженных сил (планировалось со 184 тысяч человек дорасти до 250 тысяч), начиная с прошлого года провели уже шесть мобилизаций. Правда, не совсем успешных — желания служить в украинской армии и особенно в зоне АТО желающих нет. Сорвался призыв, как ни странно, и в западных областях — Львовской, Ивано-Франковской, Закарпатской.
Ну, правильно, одно дело скакать, совсем другое — воевать. И те, кого на самой Украине называют «бандерами», не горят желанием проливать кровь на востоке страны даже за обещанные деньги. Киев планирует в этом году израсходовать на военные нужды 4 миллиарда долларов — это удобнее, чем добросовестно платить за газ.
Впрочем, даже при общепризнанном плачевном состоянии ВСУ, которое еще перед началом так называемой антитеррористической операции в прошлом году подтверждали даже украинские генералы, армия на Украине есть. И это армия, которая располагает достаточным количеством техники и вооружений, пусть и доставшихся ей как наследие советских времен. (До 1991 года на территории УССР располагались три крупных военных округа — Прикарпатский, Одесский и Киевский.)
Из того, что может быть использовано при нападении на Донбасс, в распоряжении украинских военных имеются многочисленные РСЗО (реактивные системы залпового огня) БМ-21 «Град», «Град-1», «Ураган» и «Смерч». Последний — 300-мм система, способная одним залпом пустить 12 ракет начиненных по 95 килограмма тротила в каждой на дальность до 70 километров.
Ствольная артиллерия широко представлена 152-мм САУ «Мста-С», «Мста-К», «Акация» и «Гиацинт», 122-мм САУ «Гвоздика» и 203-мм «Пион». В ход пошли даже архаичные пушки Д-20 и МЛ-20 (152-мм), последняя — образца 1937 года. Запасов боеприпасов к артиллерии — миллионы тонн. Тоже из советских времен. Видимо поэтому украинские военные в Новороссии в прямом смысле слова снарядов не жалеют — и стреляют куда попало, и бросают при отступлении. Располагают ВСУ и ракетами «Точка» и «Точка» — предположительно 12 установок с боезапасом в 50 ракет.
Численность танков украинской армии не имеет смысла подсчитывать — большая часть либо небоеспособна, либо законсервирована, тем не менее, из «живых» — около тысячи. Есть и глубоко модернизированные новинки — Т-64 «Булат» и БМ «Оплот», но из-за недостатка финансирования их в армии не так уж и много. Как и БТР-4 «Буцефал» — переделанный советский БТР-80. В большем количестве боевые машины пехоты — БМП-1 и БМП-2, а так же боевые машины десанта.
Еще хуже обстоит дело с авиацией — штурмовиками, истребителями, бомбардировщиками и вертолетами. Их счет идет на десятки. Во время вооруженного конфликта на Донбассе украинская авиация понесла ощутимые потери. По официальным данным, подтвержденными в Киеве, речь идет о 12 сбитых самолетах и 10 вертолетах. Ополченцы заявляют, что подбили 30 самолетов. В любом случае известно, что украинская авиация была полностью нейтрализована и не проявляла какой-то серьезной активности в небе Донбасса.
Армия Украины сейчас напоминает изготовившуюся к прыжку на СССР армию вермахта в июне 1941 года. У немцев по планам блиц-крига значились для захвата крупнейшие советские города — Минск, Киев, Харьков, Москва. Сегодня нынешний Киев с его властью не попадает под бомбежку (слова из песни «Киев бомбили» — из истории), он готов бомбить сам.
В первую очередь — Донецк, как наиболее важный пункт сопротивления. Сказывается и его близость к позициям ВСУ. Взятие Донецка — почти маниакальная цель нынешнего президента Украины, который считает шахтерскую столицу оплотом «сепаратизма». Мол, возьмем этот город — ликвидируем всех сторонником федерализации страны.
Что способна противопоставить в случае нападения армия Новороссии (а это уже действительно армия, а не разрозненные отряды ополченцев)?
Первая техника досталась ополченцам 16 апреля 2014 года, когда на их сторону перешли 60 военнослужащих из 25-й аэромобильной бригады ВСУ, перегнавшие 6 БМД. В последующем парк боевой техники формировался именно за счет трофейной техники — танков, БМП, БТР, САУ и БМ-21 «Град» — советского или украинского производства. ПВО представлены ПЗРК «Стрела-2» и «Стрела-10 м», ЗРК «Оса» и комплексами ЗРК «Бук» из взятой под контроль украинской воинской части. Имеются в большом количестве зенитные установки ЗУ-23-2.
Трофеев хватает. Только во время ликвидации «котла» в Дебальцево ВСУ безвозвратно потеряли около 200 единиц бронетехники, а 90 танков Т-64 и Т-72 достались ополченцам.
«Если учесть, что каждая компания в Новороссии заканчивалась и будет заканчиваться для войск киевской хунты разгромом и потерей техники, то мы еще пополним свое вооружение за их счет, — не без юмора рассказывал командир отряда ополченцев в Луганске с позывным „Батя“. — Пока мы ремонтируем поврежденную бронетехнику, но ждем и новинки, в том числе и натовского производства. Да и численность своих войск увеличим — опять же за счет перебежчиков с той стороны».
Украинская армия «поставила» ополченцам помимо танков большое количество БТР и БМП, артиллерийские системы, зенитные установки и минометы, автомобили, тепловизоры и приборы ночного видения, бронежилеты, стрелковое оружие, боеприпасы. И, как подчеркивает заместитель командующего силами ополченцев ДНР Эдуард Басурин, все оно либо советского, либо украинского производства, хотя в последнее время появилось и натовское. С российским клеймом на Донбассе вооружений и техники нет вовсе.
Это к тем заявлениям, которые с завидной регулярностью и непременно с истерическими нотками раздаются из Киева и активно поддерживаются в США и некоторых европейских странах. Украинские парламентарии любят озвучивать и цифры якобы присутствующих на Донбассе российских военнослужащих, правда их «данные» постоянно разнятся — от 10 до 45 тысяч человек. Заметим, что даже 10 тысяч — это две мотострелковые бригады и находись они на территории Новороссии их нельзя было бы не заметить, а уж остановить и подавно.
«Да, среди ополченцев находится примерно пять-десять процентов россиян, — рассказывал „Батя“. — Это большей частью выходцы из наших краев. Есть донские и кубанские казаки. Есть бизнесмены. Есть даже парень из Костромы — он там ювелирной фирмой владел. В общем, нам на помощь пришли те, кому не безразлична судьба Новороссии. Может оно и хорошо бы ввести российскую армию, но я думаю, что мы и сами справимся — отстоим свою землю».
Автор: Виктор Сокирко