Гуманитарно-правовая ситуация на Украине и в Донбассе, 23-29 мая 2015
I. ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА НА УКРАИНЕ И В ДОНБАССЕ В ПЕРИОД С 23 ПО 29 МАЯ 2015 Г.
В конце мая катастрофическая ситуация с правами человека в Донбассе получила свое нормативное оформление: Верховная Рада Украины 21 мая приняла постановление «Об отступлении Украины от отдельных обязательств, определенных Международным пактом о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод». Приняв этот документ, украинская сторона фактически признала, что на части территории Украины не действуют общепринятые международные нормы о защите прав и основных свобод человека.
Вместе с тем сложной остается гуманитарная ситуация в Донбассе: украинские власти усиливают блокаду региона. В конце мая в регионе, помимо дефицита продуктов и медикаментов, появились проблемы с обеспечением населения водой. Кроме того, последние действия украинской власти свидетельствуют о том, что восстановление Донбасса не входит в планы Украины.
Ситуация с правами человека на оставшейся части Украины также остается напряженной: украинское правительство нарушает основополагающие социально-экономические права граждан страны, силовые структуры продолжают давление на независимые СМИ и отдельные категории населения (к примеру, православных верующих – прихожан Украинской православной церкви Московского патриархата).
II. АНАЛИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ «ОБ ОТСТУПЛЕНИИ УКРАИНЫ ОТ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ОПРЕДЕЛЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫМ ПАКТОМ О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ И КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД»
21 мая Верховная Рада Украины большинством голосов приняла постановление «Об отступлении Украины от отдельных обязательств, определенных Международным пактом о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод». 25 мая указанное постановление было подписано спикером украинского парламента В. Гройсманом.
Согласно данному документу, Украина, на основании пункта 1 статьи 4 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также пункта 1 статьи 15 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, временно отступает от своих обязательств по статье 2 (обеспечение прав и их эффективной защиты), статье 9 (незаконный арест), статье 12 (свобода передвижения и выбора места проживания), статье 14 (правила судебного рассмотрения) и статье 17 (защита от произвольного или незаконного вмешательства в личную и семейную жизнь) Международного пакта о гражданских и политических правах и статьи 5 (право на свободу и личную неприкосновенность), статьи 6 (право на справедливый суд), статьи 8 (право на уважение частной и семейной жизни) и статьи 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В принятом Верховной Радой Украины постановлении также сказано, что отступление от международных обязательств в области прав человека связано «с вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины, которая сопровождается совершением военных преступлений и преступлений против человечности как регулярными Вооруженными Силами Российской Федерации, так и незаконными вооруженными формированиями, управляемыми, контролируемыми и финансируемыми Российской Федерацией, составляет общественную опасность, которая угрожает жизни нации».
Детальный анализ указанного постановления позволяет выявить ряд юридических и политических нюансов, которые делают документ недееспособным:
1. Пункт 1 статьи 15 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, на основании которого Украина отступает от международных обязательств в области прав человека, гласит, что: «в случае войны или при иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации, любая из Высоких Договаривающихся Сторон может принимать меры в отступление от ее обязательств по настоящей Конвенции только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств, при условии, что такие меры не противоречат другим ее обязательствам по международному праву». Пункт 1 статьи 4 Международного пакта о гражданских и политических правах содержит следующую формулировку: «Во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участвующие в настоящем Пакте Государства могут принимать меры в отступление от своих обязательств по настоящему Пакту только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения».
Следовательно, отказываться от международных обязательств по Пакту и Конвенции государство может только в случае ведения полномасштабной войны на его территории, введения чрезвычайного положения и иных чрезвычайных обстоятельств, которые угрожают существованию в национальном масштабе. Однако на части территорий Донбасса украинскими законодателями введен режим антитеррористической операции (АТО). В Законе Украины «О борьбе с терроризмом» АТО определяется как «комплекс скоординированных специальных мероприятий, направленных на предупреждение, предотвращение и прекращение террористической деятельности, освобождение заложников, обеспечение безопасности населения, обезвреживание террористов, минимизацию последствий террористической деятельности». В указанном определении ничего не сказано об угрозе существованию нации в ходе проведения АТО, следовательно, с правовой точки зрения, отказ Украины от обязательств в области прав человека на основании вышеуказанных пунктов Пакта и Конвенции является неправомерным.
2. Положения Конвенции и Пакта, на которые ссылается украинская сторона при отказе от выполнения обязательств по ряду статей указанных документов, не содержат информации о территориальном ограничении при отказе от норм по защите прав человека в конкретном государстве, т.е. не подразумевают отказ от указанных норм только на части государственной территории. Однако в постановлении, принятом Верховной Радой Украины, прямо сказано: «Украина пользуется своим правом на отступление от обязательств, определенных пунктом 3 статьи 2, статьями 9, 12, 14 и 17 Международного пакта о гражданских и политических правах и полами 5, 6, 8 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины…». Фактически, это дискриминация определенной части населения Украины, но пункт 1 статьи 4 Международного пакта о гражданских и политических правах гласит, что отказ от обязательств по Пакту не должен сопровождаться дискриминацией собственного населения. Следовательно, с этой точки зрения отказ Украины от обязательств в области прав человека на основании вышеуказанных пунктов Пакта и Конвенции также является неправомерным.
3. Принятие указанного постановления украинским парламентом, как следует из текста документа, было обусловлено «продолжающейся вооруженной агрессией Российской Федерации». Однако факт агрессии со стороны России не является международно признанным, но нормативно подтвержден только в рамках самой Украины.
С учетом заключительного положения указанного постановления, в котором говорится, что Украина планирует «информировать Генерального секретаря ООН и Генерального секретаря Совета Европы о состоянии безопасности ситуации в Донецкой и Луганской областях и об изменении территории, на которую распространяется отступление Украины от обязательств по Международному пакту о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод», можно заключить, что, в случае принятия украинской позиции по отказу от ряда положений Пакта и Конвенции, европейскими и международными организациями, они, фактически, признают, что на части территории Украины не действуют общепринятые международные нормы о защите прав и основных свобод человека.
III. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ СИТУАЦИЯ НА УКРАИНЕ
Решающее влияние на взаимоотношения власти и общества на Украине в настоящее время оказывает социально-экономический контекст: критические явления в экономике и бюджетной сфере поставили страну на грань дефолта. По данным Минфина Украины, в январе 2015 г. средняя зарплата в стране составила 3455 гривен, или около 160 долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. Темп падения ВВП оценивается Нацбанком Украины на уровне 7,5%, уровень инфляции – 34,5%.
Более того, ряд критических явлений в социально-экономической сфере вызваны непосредственными действиями украинской власти. Так, недавно проведенная на Украине пенсионная реформа привела к массовым увольнениям профессорско-преподавательского состава крупнейших украинских ВУЗов. Это произошло из-за того, что правительство страны урезало пенсии работникам высшей школы: высокие «научные» пенсии были заменены усеченными обычными1.
Реакцией населения на подобные действия правительства Украины являются социальные протесты. 18-21 мая в Киеве проводили массовую акцию активисты «финансового майдана», требовавшие принятия законопроекта о реструктуризации валютных кредитов, возврата денег вкладчикам обанкротившихся украинских банков, а также отставки премьер-министра Украины А. Яценюка и главы Минфина Н. Яресько2.
27 мая митинг в Киеве возле здания правительства Украины провели представители украинских профсоюзов. В ходе акции они потребовали повышения социальных стандартов – зарплат, пенсий и прожиточного минимума. Также активисты призвали представителей власти установить «справедливые» тарифы на ЖКХ и отменить налогообложение пенсий.
В акции приняли участие несколько сотен человек. По словам организаторов акции, по итогам митинга в правительство будет передана петиция с требованиями участников акции3.
Ранее, 26 мая, представители профсоюзов Украины сообщали, что акции протеста не будут единичными. Председатель Киевского городского профсоюза В. Мельник заявлял, что планируется три митинга – 27 мая, 3 и 10 июня4.
Помимо социально-экономического, значимым для современной ситуации на Украине является также правовой контекст: представители различных органов украинской власти, прежде всего, силовых структур, а также связанные с ними лица и организации, нарушают права различных категорий граждан Украины, а также оказывают серьезное давление на независимые СМИ.
К примеру, на территории Украины продолжается притеснение православных верующих – прихожан и священников храмов Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП).
Так, в ночь на 24 мая неизвестные подожгли больничный храм УПЦ МП в городе Ковеле Волынской области Украины. По информации Владимиро-Волынской епархии УПЦ, за неделю до инцидента в местной газете «Вести Ковельщины» была опубликована статья, в которой прозвучал призыв к местной власти передать один из больничных храмов Ковеля в подчинение Киевскому патриархату.
Стоит отметить, что ранее в УПЦ МП сообщали о неоднократных попытках захвата приходов Московского патриархата со стороны представителей Киевского патриархата на территории Киевской, Львовской, Тернопольской, Волынской и Ровенской областей Украины5.
Примером давления на независимые украинские СМИ может являться начатое МВД Украины 25 мая досудебное расследование в отношении телеканала «Интер». Речь идет о передаче 20% акций телеканала в частную собственность и вмешательстве в редакционную политику в 2010-2011 гг.6
В заявлении телеканала относительно сложившейся ситуации отмечается, что «поводы объявленного досудебного расследования безосновательны и абсурдны. Очевидно, что это очередная политическая атака со стороны власти в лице МВД Украины и представителей «Народного фронта» на собственников и коллектив «Интера», которая осуществляется с целью незаконного рейдерского захвата самого популярного украинского телеканала». Действия МВД в заявлении расцениваются как «давление на свободу слова и системное наступление на независимые СМИ, связанное с тем, что в новостях на телеканале «Интер» выходят материалы о коррупции в правительстве».
Также отмечается, что подобные действия со стороны политиков и силовых структур являются «прямым путем к жесткой цензуре и диктатуре»7.
27 мая стало известно о давлении на еще один украинский телеканал: владелец и гендиректор телеканала «112 Украина» А. Подщипков заявил, что некие люди от имени высшего руководства страны предложили ему продать телеканал по заниженной стоимости, однако он отказался от такого предложения и теперь опасается, что телеканал могут лишить лицензии, а против него открыть уголовное дело8.
IV. ГУМАНИТАРНО-ПРАВОВАЯ СИТУАЦИЯ В ДОНБАССЕ
Последние действия украинской власти свидетельствуют о том, что восстановление Донбасса не входит в планы Украины. В начале последней недели мая вице-премьер-министр Украины Г. Зубко в эфире «5 канала» сообщил об изменении задач Государственного агентства по восстановлению Донбасса. Изначально ведомство создавалось в 2014 г. с прицелом на скорое восстановление мира в регионе, после чего должны были начаться строительные работы. Теперь, по словам Зубко, агентство получит другие направления работы и новые полномочия: все силы будут брошены на оказание помощи людям, переселившимся из Крыма и с востока Украины.
Вместе с тем власти Украины продолжают усиление блокады ДНР и ЛНР. Так, 26 мая стало известно, что губернатор Луганской области Г. Москаль издал распоряжение об очередном ужесточении пропускного режима на границе с ЛНР. Новые ограничения на передвижение через линию соприкосновения сторон коснулись пешеходов.
Согласно официальной версии, которой придерживается администрация Луганской области, ужесточение пропускного режима связано с усилением боевых действий в районе населенных пунктов, расположенных вдоль линии разграничения на контролируемой Украиной территории области, а также «постоянным проникновением вражеских диверсионно-разведывательных групп». Москаль также отметил, что на сегодняшний день на линии разграничения в Луганской области действует только один пункт пропуска – в селе Родина, и в последнее время он подвергается массированному обстрелу9.
Ввиду продолжающейся блокады ДНР и ЛНР со стороны Украины, в ближайшее время в республиках может установиться дефицит не только продуктов и медикаментов, но и воды.
Завозить воду на территорию ЛНР, ввиду отсутствия ее регулярной подачи, вряд ли удастся в больших количествах в ближайшее время. Это связано с тем, что с 1 мая 2015 г. губернатор Луганской области Г. Москаль запретил пересечение линии разграничения с ЛНР на любом транспорте, кроме велосипедов.
Стоит отметить, что проблемы с водоснабжением востока Украины были и в мирное время: Донбасс всегда был неблагоприятным регионом относительно распространения инфекционных заболеваний (кишечная палочка, дизентерия), основным агентом переноса которых была вода. Многих жителей заставляли делать прививку от холеры, однако сейчас этим никто не занимается, хотя угроза возрастает из-за дефицита воды и ее качества.