Если бы Арсений Яценюк был честным человеком, а не премьер-министром, он должен был бы, как Фидель Кастро, выйти к народу и сказать: "Да, я руководил страной с марта этого года. Но я совершил ошибки, которые привели экономику Украину к краху. Я хочу все это исправить, но не знаю как".
Вместо этого он навязывает стране абсурдную идею "шоковой терапии", ссылаясь при этом на историю Польши, хотя никакой связи тут нет. Достаточно вспомнить, что "шоковая терапия" в Польше начала 90-х годов проходила в совершенно иных условиях, имела иные цели и, честно говоря, закончилась полным провалом. Потому-то отец польской "шоковой терапии" Бальцерович сейчас - политический труп, давно уже отошедший от политики и от власти.
В начале 90-х годов Польша, как и Украина, имела советскую модель экономики, при которой все предприятия были государственными, а Госплан и Госснаб решали, сколько и чего нужно производить и по каким ценам продавать. "Шоковая терапия" Бальцеровича состояла в отмене плановой экономики и разрешении торговать всем и по любым ценам.
В результате Польша пережила гиперинфляцию и супербезработицу и уничтожила советскую экономику. Но новую не создала. И только через три года после этого экономика Польши начала оживать – но не благодаря "шоковой терапии", а потому что в Польше появились свои олигархи. Да и польская диаспора из США не поскупилась.
Тогда же, в начале 90-х, Украина тоже пережила аналогичную "шоковую терапию". В 1993-1994 годах девальвация купоно-карбованца и инфляция измерялась тысячами процентов, а люди массово сидели без работы целыми городами и районами. И только в 1995 году экономика начала оживать, в 1996 году появилась гривна, а 1997 год стал первым успешным годом независимой экономики Украины. К этому времени в Украине появились собственные олигархи, которые занялись активным дележом имущества путем приватизации.
Понять, какую "шоковую терапию", а главное - зачем? - хочет провести Арсений Яценюк, довольно сложно. У нас уже давно нет советской модели экономики и даже появились олигархи, которые воюют за власть и деньги и ставят во главе государства таких премьеров, как Яценюк. И теперь этот премьер заявляет, что украинцы обязаны испытать все ужасы экономической катастрофы, не объясняя при этом цель этого жертвоприношения. И без того за время работы правительства Арсения Яценюка гривна девальвировалась на 100%, инфляция выросла до 25%, безработица (по методике МОТ) достигла почти 10%, падение ВВП упрямо стремится к отметке 7%, а реальные доходы населения падают. И теперь Арсения Яценюк еще и требует продолжения "шоковой терапии".
В проекте Госбюджета на 2015 год Яценюк предлагает урезать социальные расходы и повысить фискальное давление на население, а увеличить поступления в госбюджет - за счет увеличения налогов с населения почти на 15%. И это в условиях, когда фактически запрещают увеличить заработную плату. Когда падение ВВП прогнозируют до 4%, а рост безработицы - больше 12%. Кроме того, Яценюк предлагает повысить до 20% налоги с процентов по депозитам и при этом - ввести мораторий на возврат этих депозитов. Плюс – ввести налог с заработной платы, прогрессивную шкалу и заодно - налог в 30% на превышение расходов над доходами физлиц. А еще - увеличить налоги на недвижимость и ввести налоги на наследство. Короче говоря, обложить людей налогами по максимуму.
И это еще не все. С подачи МВФ правительство предлагает дважды повысить тарифы на ЖКХ – сначала на 60%, затем - на 40%. Объясняют это тем, что повышение тарифов в 2014 году не дало ожидаемых результатов из-за обесценивания гривны.
А еще в проекте Госбюджета на 2015 год есть очень хитрая статья, которая фактически отдает на откуп Кабинету министров выплату пенсий чернобыльцам, афганцам и детям войны, пособия лицам, которые содержат детей-инвалидов, выплаты на детей - и многие другие соцвыплаты. При этом фактически большая часть этих выплат становится необязательной, так как теперь Арсений Яценюк будет иметь право их не выдавать, если посчитает, что это экономически расточительно.
Арсений Яценюк также предлагает отменить государственное финансирование большей части учебных заведений и лечебных заведений. Но он хочет сделать это хитро: передать местным органам власти большое количество учебных и лечебных заведений – пусть содержат сами. При этом все хорошо понимают, что у местных бюджетов просто нет денег на содержание школ и больниц, поскольку большая часть налогов уходит в Госбюджет. Поэтому фактически никто не говорит о закрытии школ, но если их отдадут местным бюджетам, они просто исчезнут.
Яценюк выполняет прямые указания МВФ, представители которого много раз повторяли, что Госбюджет Украины слишком социальноориентирован. МВФ считает, что это расточительство и требует это прекратить. Возможно, другой премьер смог бы объяснить МВФ, что нельзя резко и окончательно отказываться от социальных расходов. Что нельзя в одночасье прекратить выплату пенсий почти 11 млн. пенсионеров.
Что нельзя лишить украинских материй пособий на рождение ребенка. Что в Украине социальные выплаты существуют не от хорошей жизни, а из-за нищеты населения, которое без них просто не выживет. Но МВФ требует сделать все, как в ЕС. Для этого и МВФ приказал до 2018 года повысить тарифы на ЖКХ для населения - как в ЕС, сделать образование и медицину только платной (за исключением небольшого минимума) – как в ЕС, а пенсии не повышать до тех пор, пока Госбюджет Украины не станет профицитным – опять-таки, как в ЕС. Но мы-то понимаем, что с нашими военные расходами это произойдет очень и очень не скоро.
Если в начале 90 годов в Украине уничтожали советскую экономику, то теперь Арсений Яценюк хочет одним махом уничтожить советскую социальную систему. Представители МВФ в своих аналитических записках неоднократно указывали, что как только Украина перейдет на европейские модели платного образования и медицины, украинские бизнесмены сразу же повысят заработную плату своим работникам, так как они поймут, что у людей нет денег, чтобы лечиться и учить детей. К чему это может привести в действительности, прогнозировать трудно. Скорей всего, резкий отказ от социальной защиты сделает медицину и образование попросту недоступными для большинства украинцев. В результате мы испытаем на себе печальный опыт латиноамериканских стран, где целые поколения жителей Бразилии или Мексики никогда не ходили в школу и не знают, что такое лечиться в больнице.
Видимо, такую "лучшую жизнь" и хочет устроить украинцам Арсений Яценюк своими псевдореформами.
Александр Охрименко