Подписание соглашения о коалиции предусматривает реформы в сфере энергетики, а также решение текущих проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве. Хотя только предварительный анализ энергетической части соглашения дает основания сделать выводы, что авторы не преследовали цель поставить перед будущим правительством реальные цели, а, как всегда обошлись, популизмом.
Показательно, что значительная часть энергетического блока посвящена газовой и угольной отрасли – и это дань сложным газовым отношениям с Россией, и проблем с угольной отраслью на Донбассе. Более существенные проблемные вопросы: развитие ядерной энергетики, тепловой генерации и рынка электроэнергии остались в стороне.
Провозглашенные цели соглашения сформированы так, чтобы вызвать удовлетворение у кредиторов из МВФ, ЕБРР, ЕИБ, МБ, а также у политических кругов США и ЕС.
Но в то же время никто не будет спешить выделять Украине, как Польше, по 16 миллиардов евро ежегодной поддержки, или, как Венгрии, по 5 миллиардов евро. А именно отсутствие денег «множит на ноль» все прописанные реформы в соглашении. Конечно, от соглашения нельзя требовать конкретных цифр. Но именно финансовые возможности Украины - внутренние и кредитные внешние - должны были стать основой для реформ в газовой, угольной, ядерной, возобновляемой энергетике.
Нефтегазовые вопросы: больше популизма, меньше реализма
В разряд популистских стоит отнести предусмотренное разделение «Нафтогаза Украины» до конца 2015 года на три отдельных направления – добычу, транспортировку и продажу газа. Этому препятствуют отсутствие либерального рынка газа и невозможность бездотационного повышения тарифов для населения и теплокоммунэнерго. Два этих фактора вынуждают государство и дальше «вешать» на «Нафтогаз» все существующие дотации населению и долги ТКЭ. Только в этом году дефицит «Нафтогаза» составит более 80 миллиардов гривен.
Популистским является и привлечение инвесторов для управления ГТС и подземных хранилищ газа. Эта идея натолкнется на ряд проблем: неразделенный «Нафтогаз», латентный газовый конфликт с «Газпромом», как единственным пользователем ГТС Украины, неопределенность Украины относительно аренды или продажи ГТС, необходимость инвестировать в модернизацию ГТС около 5 млрд. долл.
Также «теоретическим» можно назвать идею закрепления требования о том, что годовой импорт газа, нефти и нефтепродуктов и угля не может превышать 30% из одного источника. Не все страны ЕС и мира могут себе позволить такую свободу. Яркий пример Япония, которая импортирует 100% газа в сжиженном виде. Лучшим путем было бы увеличение собственной добычи газа, возобновление работы нефтеперерабатывающих заводов и возвращение контроля над шахтами на Донбассе.
Интересным и практичным для Украины является идея создания площадки, так называемого «хаба» и биржи для торговли газом. Реалистичность хаба и биржи возможна, при условии готовности энергокомпаний ЕС хранить газ в подземных хранилищах Украины. Пока же ни одна из компаний не высказала такого желания. Соответственно, как обещано, ни в 2015 году, ни в ближайшие 3-5 лет идею хаба реализовать не удастся.
В рубрику «это интересно» стоило бы отнести и предложение расширить газотранспортный коридор «Север-Юг». Речь идет о строительстве газового интерконнектора Польша-Украина. К сожалению, Украина получила печальный опыт сотрудничества с Польшей в вопросе достройки нефтепровода «Одесса-Броды» до Плоцка. Поэтому возникают сомнения, что Польша или ЕС отыщут деньги для этого проекта. При этом в соглашении ничего не сказано о более перспективных газовых интерконнекторах между Украиной и Словакией, Венгрией и Румынией.
Нужный и правильный путь – это повышение цены газа собственной добычи до экономически обоснованного уровня. Без повышения тарифов для населения и привлечения инвестиций в государственную добычу говорить о таком шаге бессмысленно. Но абсолютно реально одновременно повышать тарифы для людей и цену для газодобытчиков.
В соглашении неожиданно появился пункт о снижение кворума для проведения общего собрания акционеров до 50%+1 акция с нынешних 60%. Это под силу новой Верховной Раде, если же, конечно, не будет сопротивляться Игорь Коломойский и группа «Приват». Ведь такое решение не смогли «продавить» ни при Кучме, ни при Ющенко, ни при Януковиче. А главной целью снижения кворума является компания «Укрнафта», которая на 42% контролируется Коломойским. Такое решение позволит государству фактически «вернуть» в собственность более 2 миллионов тонн ежегодной добычи нефти и более 2 млрд. куб. м. добычи газа.
Еще одним абсолютно реальным шагом может стать открытие структуры тарифов на газ, электричество и тепло. В условиях необходимости повышения тарифов это сможет предотвратить завышение стоимости услуг со стороны облгазов, облэнерго и теплокоммунэнерго для населения.
2020 год: угольный Армагеддон
И хотя угольным вопросам уделена значительная часть тезисов энергетического блока, но их всех объединяет один грустный вывод – на угольную отрасль будут выделять намного меньше денег, и нерентабельные шахты будут закрывать. По большому счету это значит, что к 2020 году угольная отрасль Украины будет сокращена на 2/3 и для шахтеров наступит Армагеддон.
Предложение приватизации шахт не выдерживает критики, так как в нынешних условиях ни один инвестор не рискнет вкладывать в рискованный актив, который фактически находится в военной зоне. Как итог вступит в действие следующие предложение коалиции – «ликвидировать или консервировать все шахты, которые не удалось приватизировать». Можно прогнозировать, что Украине в будущем придется импортировать больше угля для своих ТЭС.
А с 2021 года для угольных шахт не будет выделяться ни копейки с бюджета. При этом в соглашении ни одним словом не сказано, что будут делать сами бывшие шахтеры, их семьи и целые города, которые зависят от работы шахт. В 2013 г. для поддержки угольной отрасли было выделено 15 млрд. грн., а в 2014 г. – около 12 млрд. грн.
Участники коалиционного соглашения фактически признали, что отрасль добычи черного угля в Украине доживает свои последние дни. При этом удивляет отсутствие позиции в отношении добычи бурого угля. Ведь при условии финансирования добычи и перевода ТЭС его запасы могли бы частично заменить «потерянный» черный уголь Донбасса.
По остаточному принципу в соглашении коснулись вопросов рынка электроэнергии и альтернативной энергетики. Если отбросить общие фразы о либерализации рынка, то соглашение не предлагает механизмов создания конкуренции на рынке продажи электричества, не предлагает источники финансирования модернизации и замены ТЭС и АЭС. Также просматривается лоббизм одной из отраслей (биогаз) и желание пересмотреть ставку «зеленого тарифа» для других видов возобновляемой энергетики. Более того, пересмотр «зеленого тарифа» будет являться нарушением закона «Об электроэнергетике» и инвесторы будут обращаться в суд.
Недоработкой коалиционного соглашения является и то, что отсутствуют системные вопросы развития ядерной энергетики и возобновления работы нефтепереработки Украины. Также осталась без внимания такая острая для Украины проблема энергоэффективных и энергосберегающих технологий.
Юрий Корольчук, Институт энергетических стратегий