2 ноября 2014 года - через 11 месяцев после начала евромайдана и менее чем через 8 месяцев после его расстрела, через полгода после президентских выборов и всего через неделю после их парламентского дублирования - соглашение об ассоциации Украины и Евросоюза вступило в силу. Что ознаменовалось полным безмолвием и единогласным игнорированием со стороны всех участников ассоциативного процесса. Ни поздравлений, ни призывов, ни улыбчивого удовлетворения, ни захудалой телеграммы к эпохальному празднику по поводу достижения великой цели.
Столько сил, средств, нервов, здоровья и самой жизни потрачено ради этой цели. Ради цели, объединившей сознательных граждан бузотерством на майдане. Ради увода страны от коррупции, политической демагогии, экономического застоя, совкового миража. Увод получился в сторону оголтелого лихоимства вместо цивилизованного взяточничества, истерическое политиканство расцвело и заколосилось клюквой небывалых урожаев, застой в экономике на фоне ее краха представляется несбыточной мечтой. Зато ассоциация с Европой продвигалась и добралась до законного статуса. Ради этой цели полыхали покрышки и милиционеры, разрывались снаряды и калечились соотечественники. Ради этой цели разрывали по живому торгово-экономические связи, а в итоге разорвали всю страну. Оставив кровоточащие раны с обеих сторон разрыва, с нагноением из обмана и лжи, с сепсисом мести и обид, с обморожениями из-за дефицита энергоресурсов, с отмороженными активистами вместо закона и порядка.
Благими евронамерениями оказалась вымощена дорога в постреволюционный ад. Экономическая суть соглашения об ассоциации декларировалась так: либерализация торговых отношений между Украиной и ЕС. Для свободного доступа товаров высоких договаривающихся сторон на их рынки. Уже во вторую очередь провозглашалась адаптация украинского законодательства, стандартов, нормативов и регламентов к европейским аналогам. На что ЕС обязывался предоставить материально-техническую поддержку. Кто видел эту материально-техническую поддержку и где она есть, неизвестно. Взамен Евросоюз ожидал от украинских властей и общества (только не смейтесь, ведь смешного-то мало после стольких жертв):
- Установления европейских стандартов в области соблюдения прав человека
- Построения и всемерного развития демократии
- Действенных мер по борьбе с коррупцией
- Укрепления верховенства права, законопослушание для всех
- Проведение глубоких структурных реформ в экономике
Вооот. Любой из пяти пунктов евроожиданий смотрится наивно, а воплощается вполне отвратительно. Или не воплощается совсем, или выродился в нечто противоположное европейским прожектам.
Установление европейских стандартов в области соблюдения прав человека 1 ноября 2014 года выразилось в публичном насилии над хрупкой женщиной. Начальница юридического управления исполкома Криворожского горсовета В. Гожий была поймана десятком здоровенных мужиков возле хозяйственного суда в г. Днепропетровск. И ради укрепления верховенства права засунута в мусорный бак джентльменами от люстрации, с забрасыванием бранью и продуктовыми ошметками. Прекрасный пример всеобщего уважения к закону и порядку сопровождался многоэтажным непечатным фольклором и был многократно увековечен на видео. Несущие службу возле здания хозяйственного суда служители правопорядка изображали Понтиев Пилатов и доблестно умыли руки от соблюдения своих прямых обязанностей. Еще бы, на коленях стоять и самому в бак нырять кому же захочется?!
Всемерное развитие демократии допускает мордобой и запугивание оппозиционных депутатов, равно как и крупнокалиберный обстрел их электората - из СМИ-пушек в эфире и реактивных «Градов» в реальности. Зато голосования на востоке Украины эта развивающаяся демократия не допускает и жалуется на террористических сепаратистов кому только можно. По данным ООН (опубликованным в этот же день 1 ноября), официально подтвержденное число жертв войны на Донбассе превысило 4.000 человек. Счет беженцам идет на сотни тысяч. Разрушения и гуманитарная обстановка на Донетчине и Луганщине чудовищны. Но оставшимся там жителям нельзя голосовать на выборах. Запад, международные институты и Киев не признают их волеизъявление. Сдохнуть и остаться инвалидом - можно, бросить все нажитое на произвол судьбы и мытарствовать на чужбине - можно, сидеть без заработанных пенсий и миниатюрных социальных пособий тоже можно. Только голосовать нельзя. Это ли не демократия?!
Борьба с коррупцией на Украине за все прошедшие месяцы 2014-го года не привела ни к одному судебному процессу. Вообще. Даже на уровне начальника ЖЭКа или хотя бы внештатного работника автомойки. Вся предыдущая власть оптом записана в преступники, Янукович даже назван узурпатором. Это первый узурпатор в мировой истории, победивший на признанных Евросоюзом и США конкурентных выборах президента в 2010 году. Весь ближний круг сподвижников и подчиненных избранного узурпатора следует считать взяточниками, предателями родины, расхитителями ее богатств и агентами зарубежного влияния.
Однако никто не арестован и даже не задержан по коррупционным обвинениям. Созданное по итогам майданопобеды антикоррупционое бюро четыре месяца пыталось осознать свои полномочия и в итоге самоликвидировалось. Приняты законы против мздоимства, это да. Прогрессивные законы на хорошей глянцевой бумаге, с прекрасным качеством полиграфии и продуманными формулировками. Только кто их будет исполнять, если служители закона готовы закрывать глаза на открытое глумление над женщиной?! А настоящие коррупционеры - дичь опасная, с туземцами люстрационных баков их не сравнить.
Глубокие структурные реформы украинской экономики развиваются "успешно и планомерно". Николаевский судостроительный завод освоил выпуск печек-буржуек и уже поставляет их в зону АТО. Единственное общесоюзное предприятие, спускавшее на воду авианосцы, теперь способно изготавливать бочонки из жести с дверцей и поддувалом. Прекрасна судьба уникального запорожского завода «Мотор Сич», собирающего вертолетные двигатели. С учетом того, что 80 % продукции МС шло в РФ, а теперь поставки прекращены по политическим соображениям. Но у России есть свой Климовский завод по выпуску вертолетных двигателей, который в три раза повысил объемы производства в 2014 году. А у Мотор Сич есть полная свобода отправить высококвалифицированный персонал в неоплачиваемый отпуск и ознакомиться с ноу-хау николаевских коллег. Возможно, те не догадались запатентовать жестяные печки, а зима ожидается холодной и долгой.
Позвольте, но хотя бы зона свободной торговли с ЕС существует? Причем односторонняя, неимоверно выгодная? Европейские товары по-прежнему облагаются пошлиной, а украинские отгружаются без наценок на границе? В этом плане ЕС не обманул, не сжульничал, не обмишулил, не отмайданил? Ассоциация имеет практическое выражение в торговых преференциях, в бюджетной выгоде для украинских финансов?
Конечно, ЗСТ с ЕС на основе полупроводимости действует. Главным образом для даров украинских полей. Пошлины действительно остались в тоталитарном прошлом. В лучезарном настоящем действуют квоты. То есть нормы на максимальное количество товаров, ввозимых на беспошлинной основе. В Европу разрешено свободно экспортировать:
- 950 тыс. тонн пшеницы (из собранных 20 млн. т)
- 400 тыс. тонн кукурузы (из собранных 26 млн. тонн)
- 250 тыс. тонн ячменя (из собранных 5 млн. тонн)
- 1.500 тонн сливочного масла (годовое производство 150.000 тонн)
- 8 тысяч тонн молока и молочных продуктов (годовое производство порядка 10 миллионов тонн)
- 36 тыс. тонн мяса птицы (годовое производство 850 тыс. тонн)
Но проблема в том, что даже такой мизерный объем сельхозпродукции не удается продать в ЕС. О промышленном производстве и речи нет, заводы и фабрики в евробудущее не берут. Европа затоварена качественными, дотированными и скрупулезно сертифицированными продуктами. Тамошний потребитель консервативен и осторожен - особенно касательно продукции «для внутреннего употребления». От российского рынка гордо отказались, к европейскому зацепились фалангой одного мизинца - стоит ли удивляться падению в экономическую пропасть?
Нынешние льготные квоты действуют с апреля - и до сих пор не выбраны. Всеми сельхозпроизводителями Украины, вместе взятыми. Исключение составляют натуральные соки (10 тыс. тонн) и мед (5 тыс. тонн), ну и почти закрыты позиции по кукурузе (на 90 %). Соки, мед и кукуруза - ум, честь и совесть торговой ассоциации с ЕС. Ради беспошлинных поставок нескольких тысяч тонн сладостей и зерновой клетчатки стоило развалить страну и разрушить государство, озвереть возле мусорных баков и превратить в отбросы свое же будущее?
Даша Гасанова
Источник: grtribune.ru