Украина стремительно погружается в долговую яму. Уже по итогам года государственный долг страны будет превышать 60% объема ее экономики, что по международным стандартам считается показателем высокой долговой нагрузки. Более того, страна вынуждена платить все больше и больше процентов, которые скоро будут пожирать 40% доходов бюджета. Основных причин две — глубокая девальвация гривны, из-за которой вырос и объем долгов в валюте, и “помощь” со стороны МВФ и других организаций, которая есть ни что иное как займы, которые рано или поздно придется отдавать. Рейтинговые агентства уже заговорили о неминуемом банкротстве Украины — чего не было всего год назад, когда Украина успешно избавлялась от долгов.
Долги больше экономики
Недавно Международный валютный фонд огорошил общественность, сообщив, что внешний долг Украины по итогам года составит 102,2% ВВП — то есть превысит размер всего производства товаров и услуг всех работающих в Украине компаний. По оценкам Всемирного банка от начала октября, внешний долг будет еще выше — 105,6% ВВП. По сути, долг украинского правительства, украинских банков и компаний перед иностранными кредиторами всего за год вырастет в полтора раза: на начало этого года, когда в стране были другой президент, другое правительство и другое руководство Нацбанка, он составлял лишь 78,6%.
Более того, в следующем году долги вырастут еще сильнее — до 106,4% по версии МВФ. И даже эти цифры могут быть сильно оптимистичными. Во-первых, на размер долга влияет курс национальной валюты. Ведь чем ниже цена гривни, тем дороже валютная часть долга. МВФ в своих подсчетах исходит из того, что на конец года курс составит 12,5 гривен за доллар, однако даже официально зафиксированный сегодня курс НБУ выше — 12,95 грн за доллар, а реальный, по которому доллары можно купить на черном рынке, еще выше 13,5-14 гривен за доллар. И после выборов он будет расти — со своими скудными золотовалютными резервами сдерживать курс Нацбанк сможет разве что до окончания выборов.
А во-вторых, почти наверняка падение самого ВВП будет выше, чем прогнозируемые МВФ 6,5%. Тот же Всемирный банк ожидает, что экономика сократится на 8%. Стоит отметить, что обе организации, равно как и рейтинговые агентства, и инвестбанки, с начала года уже несколько раз ухудшали прогноз состояния украинской экономики: из месяца к месяцу оказывалось, что дела идут куда хуже, чем надеялись эксперты. Судя по тому, что ситуация продолжает ухудшаться, и четвертый квартал окажется еще более провальным, чем все предыдущие, в реальности экономика опустится еще ниже. Особенно с учетом того, что сравнивать четвертый квартал этого года придется с четвертым кварталом прошлого, который как раз был очень хорошим — тогда экономика, напротив, выросла на 3,7%. Все это означает, что в гривневом выражении размер долга вырастет, как вырастет и соотношение долга к ВВП, который тоже считается в гривнах.
Кредитная перегрузка
Не так страшен размер внешнего долга Украины, который включает в себя не только долги бюджета, Нацбанка, госкорпораций, банков и частных компаний, сколько долг одного лишь правительства. Все же внешний долг — это долг множества организаций, и дефолт одной-двух из них, как правило, не повлияет на стабильность экономики и финансовой системы в целом. Высокий же долг бюджета означает и высокие платежи из бюджета на обслуживание долга, и высокую вероятность государственного дефолта — а это уже конец стабильности в любом виде.
И здесь все тоже очень плохо. По оценке Всемирного банка, на конец этого года госдолг вырастет до 68,8% ВВП, тогда как в начале этого года он был на две трети меньше — лишь 40,6% ВВП. И за такой уровень долга оппозиция не уставала критиковать финансово-экономический блок правительства во главе с Сергеем Арбузовым, хотя как раз такой долг по мировым меркам считался очень даже пристойным. Что тогда нынешний глава Кабмина Арсений Яценюк, который был главным критиком экономической политики правительства год назад, должен сказать о собственной работе, которая привела к такому результату? Ведь по меркам таких организаций как МВФ и Всемирный банк, страна, набравшая долгов больше чем на 60% своего ВВП, считается опасно перегруженной долгами.
А ведь в ближайшие годы, по прогнозам того же МВФ, долг будет только расти и приблизится к отметке 80% ВВП — немыслимый всего недавно показатель. Если развитые страны постепенно подбирались к такому уровню задолженности, используя полученные деньги для собственного развития и постепенно богатея, то Украина успела утонуть в долгах, так и не став богатой.
Такой уровень долга значит следующее. Украине придется все больше и больше собираемых в бюджет денег тратить не на инвестиционные проекты, не на поддержку экономики, не на социальные нужды, а на выплату долгов иностранным кредиторам — тому же МВФ, Всемирному банку, странам ЕС и многим другим. Если в прошлом году в из бюджета на это было потрачено только 31,7 млрд гривен в 2013 году, то уже в этом году сумма этих расходов вырастет до 52 млрд гривен, а к 2016 году увеличится еще вдвое — до 101,1 млрд гривен, прогнозирует МВФ. Через два года на обслуживание долга будет уходить 11,2% всех бюджетных расходов, тогда как при Арбузове, который, в отличие от Яценюка, напротив, стремился сократить зависимость Украины от внешних долгов, этот показатель был в полтора раза меньше.
Дефолт неизбежен
Более того, если этот год Украина сможет продержаться, то на следующий придется пик выплаты долгов. Это дало повод ряду авторитетных организаций заговорить о том, что нашу страну уже в следующем году ждет неминуемый дефолт, если правительство продолжит сидеть сложа руки. Кредитный рейтинг Украины находится на самом низком уровне по оценке всех трех крупнейших мировых рейтинговых агентств — Standard&Poor’s, Fitch и Moody’s, напоминает влиятельный британский еженедельник The Economist. Украина должна будет выплатить иностранным кредиторам $9 млрд к концу следующего года, еще $5 млрд в 2016 году и $8 млрд — в 2017-м, подсчитало издание. Но есть еще и десятки миллиардов гривен ежегодных выплат по внутреннему долгу, а также миллиарды долларов долгов перед “Газпромом”, которые тоже придется оплачивать из бюджета.
У Украины нет иного выбора, кроме как начать прямо сейчас проводить переговоры с кредиторами о реструктуризации долга, пишет The Economist. И это даже в том случае, если вся иностранная помощь, которую обещали МВФ ($17 млрд за два года), Всемирный банк (еще $5,6 млрд) и другие организации, поступит вовремя. И даже если удастся найти дополнительные $19 млрд, о чем недавно говорила глава МВФ Кристин Лагард.
Дефолт в следующем году очень вероятен, предупредило недавно и агентство Moody’s. Спусковым крючком станет возврат российского кредита на $3 млрд, о получении которого предыдущее правительство договорилось с Россией в декабре прошлого года. Дело в том, что кредитное соглашение подразумевает право кредитора потребовать немедленного возвращения долга, если будут нарушены определенные условия. Одно из них — как раз превышение госдолга планки в 60% ВВП. Это совершенно стандартный пункт, который включается во многие соглашения такого рода, его цель — снизить риски кредитора. Если заемщик продолжает наращивать уровень долга, а его экономика не растет, это означает, что увеличивается риск дефолта. И, разумеется, кредитор оставляет за собой право немедленно потребовать возврата денег. Не исключено, что Россия этим правом воспользуется, говорил недавно российский министр финансов Антон Силуанов.
Совсем не обязательно, что Россия этим правом воспользуется, как не часто им пользуются и другие кредиторы в аналогичных ситуациях. Но учитывая крайне напряженные отношения двух стран, усугубляемые выпадами с обеих сторон, такое развитие событий вполне вероятно. Украине придется заплатить по этому долгу, говорил недавно Яценюк. Но это приведет к тому, что у страны не останется денег на обслуживание остальных долгов, и это означает дефолт Украины по остальным обязательствам, беспокоится Moody’s.
Вопрос не в том, придется ли Украине пойти на реструктуризацию. Главный вопрос, интересующий инвесторов — когда именно Украина будет вынуждена это сделать, отметил в записке для клиентов Standard Bank экономист этого банка Тимоти Эш. Скорее всего, Украина попытается отложить реструктуризацию до последнего момента, в том числе и для того, чтобы избежать унижений со стороны России, с которой тоже придется договариваться, пишет The Economist. МВФ своими деньгами может помочь Украине пережить эту зиму и даже дожить до следующей, но при сокращающейся экономике и без каких-либо надежных источников пополнения резервов — таких как нефтяные и газовые скважины в России — наша страна просто оттянет неизбежный дефолт, уверено издание.
Чиновники, правда, уверяют, что дефолт Украине не грозит. Это публично заявляли и премьер Яценюк, и министр финансов Александр Шлапак. Правда, не было в истории еще ни одного премьера и ни одного министра финансов, которые бы заранее говорили, что вероятность дефолта высока — сами эти слова могут привести к немедленному коллапсу.
Впрочем, в скором банкротстве Украины уверены не только международные эксперты, но и, собственно, сами кредиторы. Вероятность дефолта страны очень хорошо отражает стоимость специальных бумаг, торгующихся на иностранных площадках — так называемых CDS. По сути, это страховки от дефолта. Чем выше вероятность дефолта, тем выше и стоимость страховки. Так вот, на середину октября стоимость таких страховок от дефолта Украины выросла почти вдвое по сравнению с началом лета — в середине октября их стоимость составляла 1363 пунка, в десятки раз выше, чем CDS развитых стран. По оценке компании S&P Partners, вероятность дефолта Украины на конец III квартала составляла 59%, немногим ниже, чем риск банкротства лидера рейтинга самых рискованных стран Венесуэлы — 65,8%. Увы, это значит, что мы в глазах всего мира — фактически страна-банкрот.
Виноваты девальвация и зарубежная “помощь”
Сама по себе ситуация, когда правительство занимает деньги, в том числе и за рубежом, является нормальной. В конце концов, так делают абсолютно все правительства. Более того, при умелом использовании этого инструмента можно успешно управлять экономикой — ускорять ее рост или смягчать последствия падения. Вопрос в уровне долга. Когда он умеренный, ни у кого никаких претензий не возникает. Но когда он слишком высокий — тогда жди беды.
Как же Украина дошла до жизни такой? Следует сказать спасибо нынешним властям. Сыграли два главных фактора. Первый и самый главный — девальвация валюты. Как упоминалось выше, вместе с долларом и евро подорожали и долги, которые Украина брала в этих валютах. Этот эффект хорошо знаком сотням тысяч украинцев, которые встретили 2008-й год с валютными кредитами на руках: после девальвации вдруг оказалось, что платить по ним теперь нужно чуть ли не вдвое больше.
Те, кто не успел рассчитаться по этим кредитам тогда, “попали” второй раз и сейчас. Ровно так же “попало” и правительство. Разумеется, такой эффект был предсказуемым, и в том числе по этой причине Сергей Арбузов, еще будучи главой Нацбанка в 2011-2012 годах, жестко зафиксировал курс гривни. Удорожание доллара на гривну приводило бы к вымыванию из бюджета сотен миллионов долларов, которые приходилось бы искать за счет урезания остальных статей, в том числе и социальных расходов, финансирования здравоохранения и образования. Что, собственно, происходит и сейчас: правительство урезает расходы, но платит иностранным кредиторам все более щедро. Именно девальвацию как основную причину роста долговой нагрузки называет и Нацбанк в отчете о своей работе в первом полугодии этого года.
А вторая причина — та самая иностранная “помощь”. По сути, это всего лишь займы и кредиты, которые МВФ и прочие “помощники” выдают Украине, и их нужно будет вернуть, причем с процентами. И ситуация здесь — как в пословице: “берешь на время и чужое, а отдаешь — свое и навсегда”. Никакой реальной помощи экономике Украины эти кредиты не оказали: они лишь отсрочили момент банкротства Украины, которое стало весьма вероятным нынешней весной из-за падения экономики и девальвации.
Политика команды Яценюка в этом смысле коренным образом отличалась от политики команды Арбузова. Последняя стремилась как можно скорее расплатиться по всем долгам, не делая новые. В прошлом году, например, только МВФ было возвращено $5,6 млрд кредитов, полученных еще в 2010 году. Более того, правительство в конце прошлого года подготовило программу управления госдолгом, которая предусматривала скорейшую выплату всех долгов, в первую очередь валютных, без помощи МВФ и подобных структур, но выполнить ее не успело.
А вот пришедшее на смену правительство Яценюка с радостью согласилось и надеть на Украину финансовую удавку, и принять тяжелейшие условия этой “помощи”. Притом что еще весной было понятно, что МВФ сильно переоценивает возможности Украины и ее нового правительства. “Изначальная программа МВФ была построена на абсолютно нереалистичных предположениях”, — указывает Тимоти Эш из Standard Bank. Развитие событий показало, что эта точка зрения справедлива: события в Украине развивались всегда по самому плохому из сценариев, почему фонду и приходилось постоянно пересчитывать параметры программы и де-факто отказываться от изначальных рекомендаций типа установления гибкого курса валюты.
Простой пример. МВФ еще весной полагал, что долг Украины в валюте вырастет лишь до 464,2 млрд гривен. Такой показатель был зафиксирован в исходном соглашении о выдаче кредита. Однако девальвация оказалась куда более глубокой — и теперь МВФ ждет, что валютная часть долга составит уже 541,5 млрд грн. Но в реальности и эта цифра будет скорректирована — ведь доллар уже стоит дороже 12,5 гривен, а именно такой курс использовал в своих расчетах фонд.
Стоит посмотреть на пессимистичный сценарий, который в августе разработала миссия МВФ, чтобы понять, что же ждет Украину в ближайшие годы. Исходя из опыта последних месяцев, именно он и реализуется. В этом случае экономика нашей страны сократится еще на 9% в следующие два года, государство в 2016 году будет должно кредиторам уже 99% ВВП. Впрочем, при определенных условиях он может достичь и совсем немыслимых 134% ВВП — больше сейчас лишь у Японии, Китая, Греции и Ямайки. Правительству придется выделить еще больше денег для поддержки банков, чем уже запланированные на этот и следующий годы 50 млрд грн. В таких условиях иностранная помощь, которой так радовалось правительство Яценюка, действительно обернется банкротством Украины. И простым гражданам лучше начать готовиться к этому заранее.
Александр Охрименко
Источник: comments.ua