По итогам переговоров в Милане Владимир Путин объявил о согласовании условий поставок газа по крайней мере на ближайшую зиму. При этом он уточнил, что решить проблему оплаты поставляемого на Украину топлива не удалось. По мнению Петра Порошенко, никаких практических результатов достигнуто не было
Решение газового спора
Двухсторонняя встрече президентов России и Украины Владимира Путина и Петра Порошенко в Милане принесла лишь частичный результат по решению газового вопроса. Комментируя его результаты, российский лидер был настроен оптимистично. По его словам, стороны согласовали условия возобновления поставок топлива на Украину, нерешенным же остался лишь вопрос украинского долга за уже поставленный газ. Цена газа пересчитана со скидкой в $100 за тыс. кубометров, а общая сумма долга за поставленный газ снизится с $5,3 млрд до $4,5 млрд. — на такие уступки, по словам Путина, пошла российская сторона. Но для начала поставок Украина должна начать рассчитываться за поставленное топливо.
«Мы договорились с украинскими партнерами по условиям возобновления поставок газа на Украину - хотя бы в зимний период. Согласовали все параметры этой договоренности. Вопрос в кассовом разрыве на Украине», - заявил Путин.
«Рассчитываем, что наши европейские партнеры, Еврокомиссия тоже могут и должны подставить плечо Украине и помочь решить эту проблему с кассовым разрывом», — уточнил президент, предложив «определенные инструменты»: бридж-кредиты, «перенос очередного транша МВФ» или «гарантии первоклассного европейского банка».
Чуть позже министр энергетики России Александр Новак сообщил, что, согласно достигнутым договоренностям, цена газа на зимний период составит 385 долларов за 1 тыс кубометров. При этом, по его словам, Украина готова на предоплату поставок газа.
Украинский президент был куда сдержаннее в оценках встречи. «Мы не смогли достичь каких-либо практических результатов в газовом вопросе. Но мы надеемся, что к 21 октября до встречи в Брюсселе делегаций Украины, России и Еврокомиссии нам удастся найти решение в этом вопросе», — заявил Порошенко (цитата по «Интерфаксу»).
После третьего раунда переговоров, которые в разных форматах проходили в четверг и пятницу в Милане на полях саммита АСЕМ (форум «Азия ‒ Европа»), и российская, и украинская сторона осторожно заявили, что смогли найти взаимопонимание как по газовой проблеме, так и по вопросам мирного урегулирования. «У нас есть определенный сдержанный прогресс в газовом вопросе. Мы договорились об основных параметрах контракта, и сейчас завершаются переговоры по поводу источников покрытия дефицита необходимых средств для финансирования контракта», – заявил по итогам консультаций Порошенко (цитата по Интерфаксу). Принимавший участие во встрече президент Франции Франсуа Олланд (встреча проходила формате «нормандской четверки» с участием лидеров Германии и Франции, аналогично июньским переговорам в Нормандии) также отметил, что российская и украинская стороны «крайне близки» к достижению соглашения по газовому спору.
«Вчера Путин достаточно подробно рассказал Меркель о газовых делах. Он буквально взял ручку и цифры рисовал на бумаге, объяснял», ‒ рассказывал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков журналистам. В то же время он не уточнил, какова была реакция на российские доводы со стороны Меркель.
С июня Россия перестала поставлять газ на Украину, требуя выплат по уже поставленным объемам топлива, и в пределах контракта снизила объемы газа, поставляемого в Европу. Возобновление поставок Москва обещает только после погашения Киевом из общей суммы долга в $3,1 млрд хотя бы на $1,451 млрд. В Белграде Путин пригрозил, что сократит поставки в Европу, если Киев пойдет на несанкционированный отбор топлива.
Умиротворение Донбасса
По итогам переговоров с Порошенко Путин продемонстрировал полную готовность способствовать мирному урегулированию в Донбассе. Еще днем в ходе встречи «нормандской четверки», рассказал Олланд, была зафиксирована договоренность «об ускорении» обмена военнопленными на Донбассе, рассказал Олланд. Стороны также договорились «исполнить все без исключения 12 пунктов» меморандума о прекращении боевых действий, заключенного в Минске 5 сентября между представителями Киева и самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. Путин подтвердил, что определение линии разграничения должно быть доведено до конца как можно скорее. Он также согласился с использованием в зоне разграничения беспилотников, как российских, так и зарубежных государств: Италии, Франции и Германии. «В ближайшее время в Вене на площадке ОБСЕ будут решаться технические вопросы», — пообещал он, хотя не далее как накануне спикер парламента самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) Борис Литвинов пообещал «сбивать немецкие беспилотники».
Днем Порошенко также заявил журналистам, что стороны согласовали «содействие выборам на Донбассе по закону об особенностях местного самоуправления». Закон об особом статусе для некоторых районов Донецкой и Луганской областей вступил в силу накануне, он подразумевает, что местного самоуправления в течение трех лет в зоне проведения антитеррористической операции будет действовать «с учетом особенностей» — в частности, предполагается значительное расширение прав местного самоуправления. Для этого Киев проведет досрочные выборы всех уровней местной власти (они должны пройти 7 декабря). Руководство самопровозглашенных республик отказалось признавать этот закон, сославшись на то, что считает контролируемые ими территории независимыми от Украины. Путин заявил, что «знает оценку властей Новороссии» и что это «не то, что они хотели», но тем не менее он считает, что этот шаг в правильном направлении.
Позиция Киева осталась прежней, рассуждает директор Школы политической аналитики при Киево-Могилянской академии Алексей Гарань: окончательный вывод из зоны конфликта российских войск и отзыв добровольцев, установление мониторинга над российско-украинской границей европейскими наблюдателями, прекращение боевых действий со стороны сепаратистов.
Такой подход, однако, исключает из переговорного процесса ДНР и ЛНР: подразумевается, что Москва должна надавить на эти структуры, в прямые же переговоры с ними Киев вступать не будет. Накануне встречи в Милане директор киевского Института глобальных стратегий Вадим Карасев заметил РБК, что на переговорах Путину от Порошенко нужно, чтобы тот вошел в прямые переговоры с ЛНР и ДНР на условиях получения ими автономии в составе Украины.
Главное требование российских властей сейчас – отмена санкций, говорит директор Института стран СНГ Константин Затулин. «Россия публично не говорит о требовании отменить санкции, но понятно, что Россия унижена ими. Мы способствовали заключению мирных соглашений на Украине, а Запад только размахивает морковкой в виде их отмены, но ничего не делает в этом направлении», ‒ рассуждает он. Впрочем, тема снятия санкций на утренних переговорах в расширенном формате не обсуждалась, заявил журналистам Песков.
Александр Артемьев, Михаил Рубин
РБК