Как сообщает газета «Взгляд», служба безопасности Украины (СБУ) завела уголовное дело против бывшего министра финансов страны Юрия Колобова – о привлечении Украиной 3 млрд. долларов кредита в России.
Речь идет о первом транше из общего кредита в 15 млрд. долларов, которые Россия пообещала выделить для поддержки украинской экономики в декабре 2013 года на встрече президентов Владимира Путина и Виктора Януковича. Деньги были выделены путем продажи еврооблигаций, причем по льготным условиям, со сроком погашения в 2015 году и ставкой купона всего 5% годовых (выплаты раз в полгода).
В СБУ же решили, что Колобов «злоупотребил властью и служебными полномочиями и нарушил требования закона о госбюджете на 2013 год». Обвинения Киева вызывают недоумение, учитывая, что премьер-министр Украины Арсений Яценюк в марте лично просил у России выдать второй транш из этого кредита на 2 млрд долларов. Москва тогда попридержала второй транш и в конце концов отказалась дальше покупать мусорные облигации Украины.
Надо отметить, что сделка во всех смыслах была более выгодной для Украины, чем для России. Ставка под 5% годовых для двухлетних евробондов – это просто подарок. Потому что при последних размещениях Украины ставки были в рамках 6,5–8%, а еврооблигации многих стран были и того выше. А в той преддефолтной ситуации, в которой Украина оказалась к концу прошлого года, тем более. «Ни один нормальный рыночный инвестор под такую низкую доходность украинские облигации бы не купил. Это классические бросовые, или мусорные, облигации», – говорит Александр Разуваев, директор аналитического департамента «Альпари».
«Россия тогда пошла на политическую покупку, а не экономическую. Даже тогда, при Януковиче, мне это казалось слишком щедрым подарком Украине. Экс-министр финансов заслуживает награды, а не репрессий»,– считает Разуваев.
При этом Украина сейчас продолжает жить на кредитные деньги, только теперь она получает их от МВФ. Причем предоставленный Россией кредит был лучше по условиям, поскольку МВФ, в отличие от России, за свои кредиты требует выполнения определенных условий, которые в основном невыгодны для заемщика, указывает партнер компании «Налоговик» Дмитрий Липатов.