Текст меморандума зачитал после переговоров украинский представитель, второй президент страны Леонид Кучма. Он оговорился, что исполнение договоренностей начнется «в течение дня, через сутки».
Украинские власти и самопровозглашенные республики договорились прекратить огонь и наступательные операции, остановившись на линии соприкосновения, которую они занимали в пятницу, 19 сентября.
При этом каждая из сторон должна отвести тяжелую технику (калибром свыше 100 миллиметров) минимум на 15 километров от линии соприкосновения и из населенных пунктов, а артиллерийские системы калибром свыше 100 миллиметров — на удаление максимальной дальности стрельбы.
Таким образом будет создана 30-километровая зона безопасности. Предписано также снять минно-взрывные заграждения в этой зоне и не возводить новые. Над зоной безопасности запрещаются полеты боевой авиации и иностранных летательных аппаратов.
Наконец, с территории Украины должны быть выведены иностранные вооруженные формирования, военная техника, боевики и наемники. Российский представитель на переговорах посол в Киеве Михаил Зурабов заявил, что наемники воюют на обеих сторонах. «Наемники, надо признать, присутствуют как с одной, так и с другой стороны. И эти факты наши коллеги неоднократно приводили. Те, кого мы называем наемниками, присутствуют», — сказал он.
Наблюдать за соблюдением договоренностей будет миссия ОБСЕ, только ей будут разрешены полеты над зоной безопасности. Миссию предполагается развернуть в течение суток с момента принятия меморандума. «Мы договорились о мониторинге режима прекращения применения оружия. Это в той зоне, о которой мы говорили. Мониторинг относится к нашей договоренности», — сказала спецпредставитель ОБСЕ Хайди Тальявин.
Подписанный 5 сентября Минский протокол был более широким по своему охвату и стал основой для пятничного меморандума, но содержал более размытые формулировки о перемирии. Кроме заявления о перемирии протокол предполагал обмен пленными «всех на всех» и ряд политических договоренностей, в частности обязательство Украины амнистировать ополченцев, принять закон об особом статусе ряда районов Донбасса и восстановить регион.
Сравнивая договоренности начала и конца сентября, лидеры ополченцев рассчитывают на устойчивость второго.
«Когда мы подписывали договор 5-го числа, там были общие положения, без привязки к конкретике именно по артиллерийским орудиям… (Согласование параметров перемирия) позволит, надеюсь, прекратить огонь более качественно, это и есть основная гарантия…
Надеюсь, что это произойдет все-таки лучше, чем те договоренности, которые были достигнуты (5 сентября)», — сказал премьер Донецкой республики Александр Захарченко.
Премьер Луганской республики Игорь Плотницкий согласился, что в Минске «время потрачено не зря».
«Минским меморандумом поставлена очередная точка. Как вы знаете, 5 сентября стороны согласовали перемирие. Нужно сказать, были нарушения. Но сегодня меморандум поставит точку, произойдет полное прекращение огня… Мы считаем, что подписание меморандума даст шанс для всех жить нормально и чувствовать себя в полной безопасности», — сказал он.
Зурабов и Кучма заверили, что начатый две недели назад обмен пленными продолжится. «Сегодня мы тоже обсудили эту проблему, ни с одной стороны нет возражений, и мы будет продолжать этот процесс более активно», — заявил экс-президент.
Уже с 5 сентября проведено достаточно масштабное освобождение удерживаемых лиц. Это более 120 человек. С нашей точки зрения, это — достаточно неплохой результат», — добавил посол.
Украинский парламент во исполнение Минского протокола принял 16 сентября закон об особых полномочиях местных властей и восстановительных мерах в ряде районов Донбасса, перечень которых определят украинские спецслужбы. Кроме того, здесь гарантируется свобода использования любого языка и поощряется трансграничное сотрудничество с Россией. Участники конфликта будут амнистированы, а 7 декабря планируется проведение местных выборов.
Между тем, в пятницу возможный статус Донбасса не обсуждался, рассказал Плотницкий. Премьер ДНР пояснил, что это сложный вопрос, обсуждение которого может затянуться.
«На переговорах не стоит, останутся ли они („республики“) в составе Украины. Он не обсуждался. У нас есть свое мнение, у правительства Украины свое мнение. То есть мы как придерживались, так и придерживаемся позиции, которую занимали ранее. Каждый из нас по-своему понимает закон об особом статусе этих территорий. Поэтому здесь вопросы тоже еще для переговоров, которые год еще будут, чтобы никаких больше вопросов не возникло», — сказал Захарченко.
При этом он заявил, что обсуждать украинский закон о статусе Донбасса пока рано, хотя назвал его признанием своей республики. «Как закон будет принят, так и будем обсуждать… Закон об особом статусе — это и есть признание нашей независимости», — сказал Захарченко. Предусмотренное в законе проведение в регионе местных выборов он отверг сразу: «выборов Украины на территории Донецкой народной республики не будет, никаких».
Планы на будущее
На следующих встречах Контактной группы предстоит рассмотреть социально-экономические проблемы, вопросы по «линиям разграничения», сообщил Андрей Пургин. «Работа Контактной группы должна приобрести «хронический формат», — сказал он.
А по мнению Алексея Карякина, следующая встреча Контактной группы по Украине может состояться уже через неделю.
Принимая во внимания, что процесс реализации соглашения о прекращении огня носит многоплановый характер, Карякин не исключил, что выйти на выполнение Меморандума возможно будет только дней через пять.
В нынешней встрече, как и в предыдущей 5 сентября, принимали участие бывший президент Украины и спецпосланник нынешнего главы государства Леонид Кучма, премьер-министр Донецкой народной республики Александр Захарченко, глава Луганской народной республики Игорь Плотницкий, первый вице-премьер ДНР Андрей Пургин, председатель Верховного совета ЛНР Алексей Карякин, посол РФ в Киеве Михаил Зурабов, а также официальный представитель действующего председателя ОБСЕ по вопросам урегулирования ситуации в Украине Хайди Тальявини.