Предположения о том, что Москва борется в Донбассе не только с Киевом и Западом, но и с ростками русской национальной и левой социальной революций, подтверждаются. Ни "белые", ни "красные" лидеры ополчения не вписываются в мирный план, при котором контроль над регионом останется у условно лояльной Кремлю украинской олигархии. А никакого другого плана у российской элиты, бунтующей против отведенного ей места в глобализации, но глубоко в нее вовлеченной, быть не может. Между тем, привлечь массы простых украинцев Россия в состоянии лишь воплощением принципа социальной справедливости, которой и добиваются строптивые полевые командиры.
5 сентября министр госбезопасности ДНР Леонид Баранов заявил о попытке государственного переворота в республике, передает РСН. По его словам, когда руководство республики отбыло на переговоры в Минск, приехавший ранее из Москвы "на усиление правительства" экс-глава КГБ Приднестровья Владимир Антюфеев попытался захватить в Донецке власть. Как заявил Баранов, этот опытный чекист заменил своими людьми нескольких министров, выписал ордера на арест активистов ДНР и посадил в подвал секретаршу Баранова.
В штабе ДНР эту информацию опровергли, но как-то не очень убедительно. Учитывая отзыв из Донбасса Стрелкова и Бородая, это уже вторая, если не третья волна ротации лидеров ополчения. Точнее, пока что ее попытка. И, скорее всего, она связана с отказом руководства ДНР поддержать релиз Контактной группы Зурабова-Кучмы о готовности Донбасса вернуться в состав унитарной Украины, причем на дискриминационных условиях.
Косвенно это подтвердил член "Единой России", директор московского Института стран СНГ Константин Затулин, по словам которого, руководство ДНР и ЛНР меняли, чтобы сменить силовой сценарий на договорной.
Торговцы против воинов
Харизматичные лидеры ополчения уже не раз срывали планы закулисных переговорщиков из Москвы, чьи цели мало кто на Донбассе интерпретирует иначе как возвращение залитого кровью региона под контроль ненавистных ему олигархов из Партии регионов. В частности, Рината Ахметова и Александра Ефремова, который крышевал нелегальные шахты-копанки вместе с семьей бежавшего в Россию экс-президента Виктора Януковича.
За это непослушных полевых командиров не раз "наказывали", не считаясь ни с их заслугами, ни с боевым потенциалом. Первым ярким случаем был публичный отказ главы "Луганской народной республики" Валерия Болотова перенести по просьбе президента РФ Владимира Путина референдум о самоопределении ЛНР с 11 мая на более поздний срок. Казалось, в Москве об этом забыли, но 14 августа Болотов внезапно подал в отставку. Запоздалые объяснения, что это связано с его ранением, мало кого убедили.
В тот же день стало известно об отставке командующего ополчением ДНР Игоря Стрелкова, чей прорыв из Славянска в Донецк вызвал волну травли в федеральных СМИ РФ. Имперца-монархиста, сколотившего из ополченцев профессиональную армию, обвинили в том, что он геройски не погиб в осажденном городе. Видимо, и появление Стрелкова в Славянске, и его уход от верной гибели также сорвали некие тайные договоренности.
Исчезновение Стрелкова и не подтвердившиеся слухи о его убийстве вызвали такой резонанс, что спикерам повстанцев срочно пришлось объяснять: мол, Москва отзывает из Донбасса лидеров с российским гражданством, дабы минимизировать признаки своей помощи повстанцам.
Стрелкова и его соратника Александра Бородая, также отозванного ранее с поста премьера ДНР, действительно, сменили ополченцы с украинским гражданством, далекие от белогвардейской романтики. Однако попыткам вернуть Донбасс в состав Украины категорически воспротивились и они. Новый премьер ДНР Александр Захарченко заявил, что Донбасс больше не хочет федерализации – только полная независимость.
Об этом же заявил командир бригады "Призрак" Алексей Мозговой (на фото). Мало того, в лице Мозгового на смену "белым" харизматикам, мало говорившим о социальной справедливости, пришли "красные" — и поставили ребром вопрос деолигархизации.
Долой олигархию! На Киев!
В своем недавнем обращении к российским чиновникам и украинским олигархам Мозговой с революционной прямотой заявил: управлять Новороссией будут лишь те, кто за нее воевал. Речь этого талантливого оратора заслуживает того, чтобы процитировать его шире.
"Кто из так называемых членов правительств ДНР и ЛНР поинтересовался мнением ополченцев, которые теряют своих товарищей в боях, мнением родных, что потеряли отцов, сыновей и дочерей в этой схватке за право жить свободными и самим выбирать свой путь?! – задается вопросом Мозговой. — Думаю, никто. Все это похоже на фарс, спектакль, в котором роль народа Новороссии — массовка".
"Уже было несколько этапов слива Новороссии, — говорит командир "Призрака". — Сейчас, на мой взгляд, очередная попытка с помощью переговоров остановить сопротивление и не позволить уничтожить олигархическую власть в Украине […] За столом переговоров достопочтенный Кучма. В годы его правления толстосумы только набирали оборот и увеличивали аппетит. Коррупция взлетела до необъяснимых высот. Его судить надо, а не вести с ним переговоры".
Что будет с особым статусом Новороссии, когда рядом будут находиться все те же убийцы за доллары? — продолжает Мозговой. — О каких гарантиях может идти речь? Только капитуляция Киева, может разрешить сегодняшнюю ситуацию. Только отстранение бизнеса от власти, сможет дать возможность построить государство с человеческим лицом. И только суд над всеми власть имущими, над "элитой" общества даст возможность вернуть народу чувство собственного достоинства. Иначе все зря – и лозунги, и жертвы".
Все это явно относится и к днепропетровскому бизнесмену-регионалу Олегу Цареву, которого Москва выставляет лицом проекта "Новороссия", но которого ополченцы откровенно не жалуют, считая троянским конем тех, кто хотел бы похоронить планы независимости ДНР и ЛНР от Украины.
Как помирились "белые" и "красные"
Впрочем, говорить, что "красные" на Донбассе сменили "белых", было бы неверно: тот же Мозговой остается верным боевым товарищем Стрелкова. Эта война сблизила их почти сразу, породив синтез русского имперского национализма с большевизмом и православием. А может быть, она лишь явила нам то, что произошло в толще массового сознания уже давно.
"В рядах защитников Новороссии стоят сталинисты и монархисты, рабочие и интеллигенты, православные и родноверы, красные и белые, богатые и бедные — и разделение проходит не по идеологии, не по вере или социальному статусу, а по тому, поддерживаете вы Новороссию словом и делом или нет, — радуется создатель "Спутника и Погрома" Егор Просвирнин. — Поэтому радикальные нацисты из "Азова" […] и отдел аналитики газеты "Ведомости", сравнивающий новороссов с исламскими боевиками из Нигерии, находятся, несмотря на всю свою идеологическую разность, по одну сторону фронта. А сталинисты, национал-демократы и православные староверы, опять же, несмотря на всю непохожесть — по другую сторону. В момент общенационального кризиса все различия уходят, остается единственный вопрос — ты с нами или ты с ними".
"В разгоревшейся войне украинские левые в большинстве своим поддержали сторону России […], — недоумевает по тому же поводу украинский публицист. — Хотя, казалось бы, лучшей мишени для критики, чем ультракапиталистическая, националистическая и клерикальная Российская Федерация, не придумать".
Это действительно выглядит парадоксом, ведь мотивы Кремля в украинской игре, насколько можно о них судить, далеки от установления социальной справедливости. Вот как описывает их левый по убеждениям и далекий от национализма украинский политолог, выходец из Луганска Алексей Блюминов: "Крым и Украина — только механизм легализации РФ на международной арене в новом статусе, — говорит он. — Это выход в высшую лигу молодого империалистического хищника, который воюет за статус равного среди равных, за то, чтобы безнаказанно отстаивать свои интересы в любой части света и любыми методами. А США, соответственно, борются за то, чтобы загнать тигра под лавку, потому что победа России будет означать точку невозврата во всей мировой архитектуре, конец американского мира. Крым — это прецедент: если мир это проглотит, значит, все. И на Косово кивать не надо. Косово сделали те, кто "имеет право". А Крым сделали те, чье право иметь право пока что оспаривается. Путин в конечном итоге бьется за то, чтобы его право иметь право на такие вещи не оспаривалось. А это не только сам Путин, это и место правящего класса РФ в высшей лиге".
Тем не менее, факт: большинство левых сегодня с Россией. Наверное, потому, что поддержать ее — единственный шанс изменить миропорядок для всех тех, кому он не по душе. Даже если Россия сама себя на этом пути не очень поддерживает.
Какой будет жизнь в "Новороссии"?
И какое место займут в ней фронтовики, о чьем преимущественном праве на власть говорит Алексей Мозговой?
Напомним, что отряженный в ДНР приднестровский чекист Антюфеев — как раз из поколения ветеранов войны 1992 года, правившего в Тирасполе до конца нулевых. То есть схема, при которой в промышленно развитом регионе власть надолго переходит в руки победивших фронтовиков, обкатана. У них она находится с 1994 года и в непризнанной Нагорно-Карабахской республике. Получится ли это у новороссов?
"Власть будет у того, кто устроит Россию, — уверен Алексей Блюминов. — Потому что жить Новороссия будет за счет фонда восстановления Донбасса, наполняемого Москвой. И на налоги от промышленности, которую будут контролировать российские ТНК. Фронтовики могут быть фронтменами, не более. Потому что никакой другой экономики, кроме той, что есть сейчас, в Донбассе в обозримой перспективе не появится. А именно структура экономики будет предопределять характер власти".
Риторику Алексея Мозгового эксперт называет не социалистической, а популистской. Успехи ополчения напрямую связаны с поддержкой Москвы, убежден он, и Мозговой вряд ли пойдет на несогласованные с ней действия. А позиционировать себя он может как угодно.
"Реальной национализации крупной промышленности там не будет, потому что без сговора с олигархами экономика просто пойдет на дно, — продолжает Блюминов. – Специалистов, которые бы могли наладить маркетинг и сбыт в обход офисов продаж Ахметова, Фирташа или русских ТНК, в Донбассе нет. В итоге все упрется в потолок создания совместных предприятий, где у Новороссии будет 49% акций, а у россиян 51% и поставленный ими менеджмент. Социализма там не будет. Потому что социализма нет ни на Украине, ни в России. А возможен там госкапитализм с серьезной патерналистской социальной политикой — насколько хватит денег".
Социальный максимум для Новороссии по Блюминову – это модель Белоруссии до роста цены на газ, отдельные элементы которой можно наблюдать сейчас в Крыму.
Главный редактор LIVA.com.ua Андрей Манчук более оптимистичен. Он надеется, что страх перед импортом антиолигархических лозунгов в Россию у разумных обитателей Кремля уступит место пониманию, что успех борьбы Юго-Востока возможен только под ясно обозначенными социальными лозунгами, и левая идеология возобладает у ополчения над консервативно-реконструкторскими идеологемами.
"Только реприватизация и национализация, внедрение реального самоуправления в рабочих поселках и на предприятиях Донбасса позволят повстанцам получить популярность в других областях Украины, население которых все сильнее ощущает тяжесть антисоциальных реформ, — говорит Манчук. — Если Киев повышает тарифы и цены, лишая людей рабочих мест и приватизируя за бесценок остатки госсобственности, то Донбасс должен показать обратный пример".
Донбасс восстал не только против политического диктата Киева, но и против системы неравенства и угнетения, которая господствовала в Украине 23 года, напоминает публицист. Люди увидели, что правительство победившего Майдана не только не желает покончить с этой системой, но и передает власть в руки олигархов, которым отдали на кормление области Юго-Востока. Этот мотив был не менее важен, чем языковая проблема или протест против разгула вооруженных националистов.
Если эти левые настроения у ополченцев будут подавлены, Новороссию ждет стагнация и те же катастрофические процессы, которые будут разворачиваться в подконтрольной киевскому режиму Украине, резюмирует Андрей Манчук.
Впрочем, прежде чем говорить о грядущем социальном устройстве Новороссии, нужно, чтобы она отделилась от Украины. А в Кремле пока явно побеждают силы, заинтересованные в обмене Донбасса на отказ Киева от НАТО. И это уже вылилось в открытый конфликт московских чиновников с ополченцами.
Виктор Ядуха