Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору принято решение ввести с 20 ноября 2018 года временные ограничения на транзит по территории России в Республику Казахстан мяса птицы, произведенного на предприятиях США.
Такое решение принято Службой в связи с угрозой попадания на российский рынок из Казахстана продукции неизвестного происхождения, а также продукции, изготовленной из сырья неизвестного происхождения. Такое развитие событий возможно по причине отсутствия в Республике Казахстан внутренней системы прослеживаемости перемещения подконтрольных госветнадзору товаров и несоблюдения сроков интеграции информационных систем.
В октябре текущего года территориальными Управлениями Россельхознадзора было приостановлено движение 7-ми партий американской птицы, следующих в Республику Казахстан из США в связи с выявлением ряда нарушений. В частности, на часть продукции ветеринарные сертификаты были оформлены американской стороной в то время, когда сама продукция уже находилась в портах Евросоюза. Кроме того, некоторый объем мяса птицы поступил на территорию ЕАЭС с уже завершенным сроком хранения.
Кроме того, в мясе птицы, произведенном американскими предприятиями «Mountaire Farms Incorporated» и «Equity Group-Kentucky Division», были выявлены остатки лекарственных средств - тетрациклин и матаболиты нитрофуранов.
В связи с этим Россельхознадзором было принято решение вернуть на территорию Евросоюза, откуда прибыл груз, все поступившие партии общим весом 185 тонн.
В конце октября Россельхознадзор проинформировал Комитет ветеринарного контроля и надзора Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан о случаях выявления несоответствующей нормам птицеводческой продукции, импортируемой через территорию России в Республику Казахстан из США.
Согласно законодательству Евразийской экономической комиссии, Республика Казахастан в течение 10 дней после получения уведомления от Россельхознадзора, была обязана изменить статус указанных американских компаний в Реестре – перечне предприятий, которые имеют право ввозить продукцию в страны ЕАЭС. Однако до настоящего момента на официальном сайте Комитета ветеринарного контроля и надзора Казахстана их статут не изменен и, таким образом, продукция «Mountaire Farms Incorporated» и «Equity Group-Kentucky Division» разрешена к поставкам в Республику Казахстан без ограничений.
Кроме того, необходимо отметить, что при присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г., в г. Бурабай 16 октября 2015 года Президентами государств-членов ЕАЭС был подписан Протокол о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза
Протокол определил особенности регулирования ввоза и обращения отдельных видов товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза в связи с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации.
Одним из пунктов данного Протокола было определено, что Республика Казахстан берет на себя обязательство ввести на своей территории одобренную всеми другими государствами-членами ЕАЭС систему обеспечения прослеживаемости подлежащих ветеринарному контролю товаров. Это требование касается продукции, в отношении которых применяются требования, отличных от тех, что входят в нормативные акты ЕАЭС. Данные по прослеживаемости этих товаров и произведенной из них продукции должны передаваться в соответствующую национальную систему государства-члена, на территорию которого перемещается данная партия товара. Ввоз вышеуказанных товаров без передачи данных в национальную систему не допускается.
Однако до настоящего времени система прослеживаемости в Республике Казахстан (информационная система ЕАСУ) не получила одобрения всех государств-членов ЕАЭС.
Между тем, поставки из США в Республику Казахстан осуществляются по ветеринарному сертификату, отличному от требований Евразийского экономического союза.
Россельхознадзор просил казахскую сторону разъяснить, каким образом осуществляется прослеживаемость товаров, не соответствующих требованиям ЕАЭС, если в системе ЕАСУ ветеринарные сертификаты, не содержат ссылок на сырье и материалы, которые были использованы при их изготовлении, а сертификаты формы № 4 оформляются и вовсе без использования информационных систем.
Ответ от казахстанской стороны получен не был.
В связи с этим Россельхознадзор не может гарантировать, что ввозимая в рамках транзита из США в Казахстан продукция безопасна и не навредит потребителям, а также, в виду отсутствия в Казахстане системы прослеживаемости грузов, опасается, что такая продукция может быть ввезена в другие страны-участницы ЕАЭС незаконным образом.
В связи с этим Россельхознадзор считает необходимым организовать консультации на площадке Евразийской экономической комиссии с участием представителей Республики Беларусь по вопросу обеспечения прослеживаемости и подтверждения использования ввозимого в Казахстан мяса птицы производства США для внутренних нужд республики.
Также Россельхознадзор предложил казахстанской стороне организовать совместный отбор проб от такой продукции (на территории мест перегрузки в странах-транзита (Литва, Латвия) с последующим исследованием на показатели безопасности в аккредитованных лабораториях стран-членов ЕАЭС.