«Дуга напряженности»: как Трамп реализует стратегию Бжезинского
Международная обстановка в современном мире оставляет желать лучшего. Американский лидер проводит внешнюю политику, нацеленную на разжигание конфликтов на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке, усиливает военное присутствие США на европейском континенте, ловко манипулируя странами НАТО, пытается дискредитировать, изолировать, вытеснить Россию из глобального пространства, спровоцировать новую гонку ядерных вооружений в мире. Дестабилизация – вот его имя.
Не стоит думать, что все началось с развала Украины в 2014 году. Событийный ряд стоило начать гораздо раньше, но остановимся пока на этом. Итак, украинский майдан, госпереворот, приход к власти хунты в согласии с местечковыми националистами. Вслед за Украиной эксперты прогнозировали возобновление конфликта в Нагорном Карабахе, как все и произошло. Начались бои, в ход пошло тяжелое вооружение.
Прозвучало много риторики, особенно, затрагивающих каспийскую географию Азербайджана. Она сводилась к следующему: американская стратегия на Каспии будет следующей – сдерживание России, чтобы не пропустить ее в Европу. Вперед следует пропустить Турцию, чтобы остановить Иран. В результате построить «европеремычку» в Туркменистан и расколоть Казахстан. Это не простые геополитические проекты США, а цели, направленные на создание длительных затяжных конфликтов в Азии.
Но Белый дом последовательно реализует концепцию Бжезинского. Тот, кто полагает, что президент США излишне эксцентричен во внешней политике, ошибаются. Это не мешает русофобам в Вашингтоне дестабилизировать международную ситуацию, в том числе, благодаря переносу посольства США в Израиле в Иерусалим и разрыва ядерной сделки с Ираном.
Волна насилия уже прокатилась в секторе Газа близ израильской границы: 59 палестинцев убиты, около 2000 ранены. В Совбезе ООН постпред США блокирует проведение независимого расследования и попытки разрешить конфликт. Тем временем под вопросом оказалось соглашение с КНДР по ядерному разоружению. Трамп разрушает сложившийся миропорядок, способствует возобновлению ядерной гонки и возникновению хаоса в регионе, но все это в полной мере соответствует стратегии Бжезинского.
Да, старик желал создать «дугу напряженности» по границам России в Евразии. И мы уже наблюдаем ее результаты. Так, лидер Северной Кореи не желает заключать соглашение с Америкой, по которому Пхеньян должно в одностороннем порядке провести денуклеаризацию полуострова. Евросоюз, несмотря на риск попасть под американские санкции, не желает разрывать ядерную сделку с Тегераном. Хотя такая угроза существует.
Вашингтон вошел в роль «мирового жандарма» и потребовал, чтобы страны ЕС вышли из соглашения, но при этом отказался компенсировать Европе экономические потери на десятки миллиардов долларов. Кроме того, Штаты ввели санкции против центрального банка Ирана. Результат силового давления США: в Германии будет создан банк для проведения финансовых операций между Тегераном и странами ЕС в евро.
В то же время палестинское руководство отозвало своего представителя и США, протестуя против переноса американского посольства в Иерусалим из Тель-Авива. Турция и Палестина объявили трехдневный траур по погибшим от рук израильских солдат мирным протестующим в Секторе Газа.
Теперь вглядимся внимательней в карту мира, но с геополитической точки зрения. Так, Северная Корея граничит с Россией. Иран своего рода буферная зона с Афганистаном, где помимо талибов с избытком террористов. Конфликт арабов и израильтян отражается на ситуации в Сирии, в которой сейчас Тегеран и Тель-Авив пытаются решить свои внешнеполитические задачи. Все это затрагивает интересы России и может негативно сказаться на ее безопасности, что и является одной из целей Вашингтона в регионе.
«Дуга напряженности» вокруг России способна подорвать евразийскую интеграцию, угрожающую росту могущества и усилению США. Недаром Збигнев Бжезинский, главный идеолог геополитики в США, опасался союза России с Ираном и Китаем. Американские стратеги осознают это, и прилагает усилия к тому, чтобы изолировать экономически и политически Россию и Иран. Доктрина США проста и незамысловата: уничтожить любое государство, чей потенциал сможет бросить вызов американской гегемонии.
Китаю тоже придется несладко, но Штаты заигрались и не осознают, что своими действиями лишь подталкивают Россию, Иран и Китай ближе друг к другу, заставляя забыть о разногласиях и сосредоточиться на противодействии одному врагу рад собственной безопасности и процветания. Получается, что Штаты получают обратный эффект. От эксцесса исполнителя никто не застрахован, в том числе в мире «Большой политики».
Да, Трамп разжигает конфликты: Палестина на грани войны с Израилем, КНДР может сорвать заключение соглашение о ядерном разоружении, Евросоюз впервые не повинуются диктату Вашингтона по ядреной сделке с Тегераном, посягая на господство доллара как мировой валюты. Впрочем, и этому есть объяснение: подрыв единства Евразии, переход мира в конфликтную стадию, что должно доставить проблемы России. Москве ведь не нужна война на Ближнем Востоке и напряженность в Азии.
«Дуга напряженности» в действии… «Управляемый хаос» - любимый геополитический инструмент США, уже распространяется на Центральную Азию, где и нефтегазовые ресурсы, и экстремисты всех мастей имеются, и территориальные споры в наличии. Все эти факторы необходимо учитывать, чтобы повернуть американские же «проекты» против Вашингтона.
Shaya,
специально для RF-SMI