Проект газопровода Nord Stream 2 ("Северный поток 2") ставит под вопрос саму концепцию Энергетического союза в рамках ЕС, и он преследует именно эту политическую цель, а не экономическую, считает специальный посланник США по международным энергетическим вопросам Амос Хохштейн.
"К тому же он (проект) способствует восстановлению линии, разделявшей Европу во время холодной войны, только не военной, а экономической. Я не думаю, что это в интересах Европы и Соединенных Штатов", - заявил американский чиновник в интервью интернет-изданию EurActiv.
"Да, я вижу, что кое-кто в Германии смотрит на это по-другому, - признал он господствующее настроение немецких лоббистов. - Но было бы ошибкой рассматривать этот проект как небольшой и изолированный. Он сильно повлияет на всю Европу. Если вы видите нечто, что негативно скажется на Европе, то не это ли классический пример ситуации, когда руководящие органы ЕС должны прийти и сказать: "Наверное, это не слишком хорошая идея". Вы (ЕС) создали должность вице-президента Еврокомиссии по Энергетическому союзу. И после этого возьметесь за этот проект?"
А.Хохштейн заявляет, что Nord Stream 2 - не экономический, а чисто политический проект России. "Россия хочет потратить $12 млрд на строительство нового газопровода просто потому, что не является оператором уже существующего? Акционеры любой компании немедленно уволили бы ее гендиректора, если бы он предложил такую инвестицию", - иронизирует он. Реализация подобного проекта возможна, только если речь идет о политической цели.
"Здесь это степень ущерба, который вы наносите проектом, подобным Nord Stream 2, - размышляет А.Хохштейн. - Вы отбираете $2 млрд дохода у шаткой экономики, какой является украинская, в то время, когда международное сообщество пытается поддержать ее. Как она может оправиться от этого? Ответ прост. Никак не может. Экономика рухнет. Я не думаю, что они (Россия) пытаются навредить Словакии. Но, кажется, тоже не против. Для экономики и бюджета Словакии недостача составит около миллиарда долларов в год, и ее невозможно восполнить".
"Но ставка гораздо больше, чем просто Украина и Словакия, - продолжает он. - Половина Европы охвачена интегрированным и свободным рынком газа, а другая половина Европы - в результате холодной войны - связана трубопроводом с Россией. Получается неровная энергетическая картина Европы. Строя Nord Stream 2 и South Stream ("Южный поток"), вы обрекаете Восточную и Центральную Европу еще на 30-50 лет зависимость от одного поставщика. Посмотрите на разницу в цене, которую сегодня платят потребители в Болгарии или Венгрии по сравнению с Германией".
По мнению А.Хохштейна, строительство стыков и реверсных трубопроводов внутри ЕС не решает проблемы, если речь идет об одном и том же газе. Нужен выход на как можно большее число источников, например, увеличение поставок газа в Германию из Норвегии или СПГ в Италию из Испании.
Спецпосланник США дал понять, что американцы пытаются убедить немецкие компании отказаться от российского проекта.
"Германия - это близкий друг и близкий союзник Соединенных Штатов, - сказал он в ответ на прямой вопрос корреспондента. - Мы открыты и откровенны друг с другом по всем вопросам, в том числе по этому".
Финмаркет