Подобно крахам фондовых бирж, которые периодически уничтожают множество состояний, военные кризисы довольно трудно спрогнозировать. И достижения Вашингтона в прогнозировании будущего весьма скудны. Нападение на Перл-Харбор в 1940-х годах, вторжение Северной Кореи на Юг в 1950-х годах, Кубинский ракетный кризис 1960-х годов, крах Южного Вьетнама в 1970-х годах, распад советской империи в 1980-х годах, вторжение Ирака в Кувейт в 1990-х годах, теракты 11 сентября и подъем Исламского государства в новом тысячелетии — американская политическая элита, очевидно, никогда не была способна разглядеть надвигающуюся опасность, пока не становилось слишком поздно.
Поэтому не удивляйтесь, если экономические санкции, которые Вашингтон убедил Запад ввести против России, обернутся неприятностями в наступившем году. В настоящий момент кажется, что санкции Запада в сочетании с резким падением цен на нефть нанесли тяжелый удар по правительству Владимира Путина — по словам многих, для него это стало наказанием за вторжение на Украину и аннексию Крыма в прошлом году. Однако, как на этой неделе написал Алан Каллисон (Alan Cullison) в Wall Street Journal, санкции иногда приводят к результатам, полностью противоположным тому, на что рассчитывают политики. В случае с Россией это может означать угрозу существованию Америки. Давайте рассмотрим, каким образом текущее состояние России может привести к возникновению опасностей, которые затмят собой угрозы со стороны Исламского государства и кибер-атак.
Параноидальная политическая культура. Действия России на Украине кажутся многим жителям Запада откровенным актом агрессии. Однако советники из узкого круга приближенных Владимира Путина и большинство россиян так не считают. Представители ближайшего окружения Путина — это в основном сотрудники российских спецслужб (Путин сам прослужил 16 лет в КГБ), поэтому, с их точки зрения, революция на Украине представляла собой государственный переворот, совершенный при поддержке США и направленный на ослабление России. Путин называет Крым местом зарождения русской культуры, а его правительство неоднократно предостерегало Запад от расширения его экономического и политического влияния в регионе, который Москва всегда считала своей сферой влияния. Путин во многом зависит от кремлевской бюрократии, которая снабжает его информацией (сам он не пользуется интернетом), поэтому в ходе своих пресс-конференций он настаивает на том, что Москва была вынуждена вторгнуться на Украину в результате подрывной деятельности Запада, направленной на ослабление его режима.
Ядерный арсенал, готовый к немедленному применению. На долю Америки и России приходится 90% мировых запасов ядерного оружия. Однако Москва в гораздо большей степени зависит от своего ядерного арсенала в вопросах обеспечения безопасности, потому что она не может вкладывать в разработку новых военных технологий столько же, сколько в них вкладывают США. Поэтому, согласно российской военной доктрине, Россия может применить ядерное оружие для отражения атак Запада. Многие россияне полагают, что нападение на их страну вполне возможно и что России, вероятно, придется быстро применить свое ядерное оружие, чтобы избежать упреждающего удара. В период украинского кризиса в прошлом году Москва провела масштабные военные учения, в ходе которых ее войска отрабатывали запуск ядерных ракет в случае угрозы нападения со стороны Запада. По словам высокопоставленного офицера российской армии, 96% стратегического ракетного арсенала могут быть выпущены в течение нескольких минут.
Слабеющая экономика. Популярность Путина в России во многом объясняется тем, что под его руководством экономика этого постсоветского государства пережила расцвет. С момента прихода Путина к власти в 2001 году, ВВП России вырос в шесть раз, что привело к существенному увеличению численности и влияния российского среднего класса. Однако рост ВВП основан в первую очередь на доходах от продажи нефти и газа соседним государствам в тот период времени, когда цены на нефть достигали рекордного уровня. Теперь Россия столкнулась с тем, что, с одной стороны, цены на нефть резко упали, с другой — санкции Запада начали наносить ощутимый ущерб. В 2014 году рубль потерял почти половину своей стоимости по отношению к доллару, а экономика России начала сокращаться. По мнению Путина, 25-30% текущих экономических проблем — это результат санкций. Многие западные эксперты полагают, что продолжительная рецессия может ослабить поддержку Путина, но, поскольку в экономических трудностях он винит внешние силы, в нынешней ситуации это может наоборот укрепить его власть, позволив ему продолжить движение к авторитаризму.
Глубоко укоренившееся недовольство. Традиция обвинять внешние силы во внутренних проблемах имеют долгую историю, и она старательно подпитывает глубоко укоренившееся в сознании россиян чувство, что США и западные державы лишили Россию ее законного права влиять на мировую политику. Возможно, Россия обладает довольно скудным опытом демократического правления, однако после краха коммунизма она в течение многих столетий была ведущей мировой державой. Подобно авторитарным правителям других стран, Путин выстроил свою политическую базу, апеллируя к национализму и формулируя ревизионистскую точку зрения на недавние события, выставляя Россию скорее жертвой, чем зачинщицей своих собственных неудач. Он назвал развал Советского Союза трагедией эпических масштабов, и, по всей видимости, он действительно в это верит. Обращаясь к давно накопившейся обиде в российской политической культуре, Путин убедил большинство россиян в необходимости противостоять враждебным внешним силам, даже если это повлечет за собой продолжительные экономические трудности и риск войны.
Уязвимый антагонист. Председатель Федеральной резервной системы Дженет Йеллен (Janet Yellen) говорит, что текущие проблемы России не угрожают Америке почти никаким негативными последствиями, однако она рассуждает исключительно в экономических терминах. В более широком смысле Америка находится в серьезной опасности, потому что Путин и его советники искренне верят, что Россия является жертвой западного заговора, направленного на ее ослабление. Серьезное беспокойство вызывает то, что новые действия Москвы вдоль российских границ могут перерасти в кризис, в ходе которого, по мнению Москвы, она сможет улучшить свои тактические позиции, угрожая применить ядерное оружие в местных масштабах, и в этом случае мы столкнемся с эскалацией кризиса. В этой ситуации американским политикам придется признать, что 1) они не хотят воевать с Россией, чтобы защитить такие государства, как Украина, и 2) на территории США нет серьезных механизмов защиты против массированной ядерной атаки. Другими словами, единственная причина, по которой сейчас перевес находится на стороне США, заключается в уверенности Вашингтона в том, что Москва будет действовать «рационально».
Сегодня многие политики Вашингтона убеждены, что, если никто не озвучивает подобные опасения и страхи, на них не стоит обращать никакого внимания и эти проблемы не нужно решать. Именно так столетие назад мир оказался втянутым в Первую мировую войну — тогда он отказался признать серьезный риск развития кризиса в Восточной Европе — и слепота лидеров того времени стала причиной многих проблем, возникших позже в 20 веке. Если мы хотим избежать риска повторения этой трагедии, сломавшей жизни многим поколениям, тогда американским политикам стоит предпринять более решительные меры, а не дожидаться, пока режим Путина даст трещины. Этот день никогда не настанет. В ближайшем будущем Вашингтону следует приложить серьезные усилия к тому, чтобы снизить напряженность, в том числе подробно изучить историческую подоплеку действий Москвы в Крыму. В более долгосрочной перспективе Вашингтон должен отказаться от своей опасной позиции пренебрежения и встать на путь создания эффективных систем защиты против ядерного оружия дальнего действия, потому что рано или поздно какой-нибудь диктатор обязательно попытается проверить Америку на прочность.
Константин Рыков