4 ноября в Соединенных Штатах состоятся промежуточные выборы в Конгресс. Обама на них, скорее всего, потерпит серьезное поражение, однако Россия от этого особо не выиграет - наши отношения с Соединенными Штатами останутся на стабильно плохом уровне.
На выборах будут переизбираться все 435 членов Палаты представителей (нижняя палата американского конгресса) и треть из сотни членов верхней палаты - Сената. Аналитики склонны предполагать, что для демократов это голосование окончится весьма плачевно. Мало того, что партия нынешнего президента уже однозначно не сможет отбить у республиканцев Палату представителей (где число конгрессменов-демократов, скорее всего, еще больше сократится), но и с большой долей вероятности потеряет контроль над Сенатом, в котором на сегодняшний день заседает 55 демократов против 45 республиканцев. New York Times оценивает шансы демократов сохранить Сенат всего лишь в 30%, а Washongton Post - в 6%.
Для президента потеря Сената будет иметь катастрофические последствия - как шутят американские журналисты, он превратиться в «самую хромую из всех хромых уток». «Барак Обама потеряет всякую возможность проводить какие бы то ни было реформы, прежде всего изменения в иммиграционном законодательстве. Теоретически, конечно, он может проводить некоторые свои инициативы через прямые указы президента - например, ту же иммиграционную реформу - однако подобный шаг вызовет бурю негодования среди республиканцев, которые постараются в ответ запустить процедуру импичмента, - поясняет "Эксперту Online" доцент кафедры прикладной политологии Финансового университета при правительстве РФ Сергей Костяев. - Помимо проблем с законотворчеством, демократы потеряют возможность назначать своих людей в Верховном суде (члены которого избираются на пожизненный срок - "Эксперт Online"). В случае появления вакансии Барак Обама не сможет провести нужного человека, поскольку члены Верховного суда назначаются с согласия Сената».
Нужно понимать, что большая часть республиканцев относится к Обаме не просто как к президенту из конкурирующей партии - для них он враг, личный и государственный. Мало того, что Обама во время его первого срока нарушал традиции двухпартийности (в США принято, чтобы даже в случае полного контроля одной партии над Конгрессом принимаемые законы соответствовали интересам и пожеланиям хотя бы части конгрессменов от другой партии, а Обама, контролировавший в 2010 году обе палаты, провел реформу системы здравоохранения только с помощью «демократических» голосов), так он еще и покусился, по мнению республиканцев, на ключевые американские ценности. Некоторые даже называют его социалистом или коммунистом, который пытается заменить лежащий в основе американского духа принцип личной ответственности за свою жизнь на принцип коллективизма, заставляет «успешных людей» кормить «бездельников и лодырей». Поэтому весьма вероятно, что Конгресс станет не просто оппозиционным, а враждебным президенту. Как по внутриполитическим вопросам (например, республиканцы обещают после победы заняться постепенной отменой реформы системы здравоохранения), так и по внешнеполитическим. В частности, по вопросу отношений с Россией.
Поскольку в Соединенных Штатах уже началась президентская предвыборная кампания (выборы главы государства намечены на 2016 год), республиканцы проводят линию на тотальную дискредитацию президента по всем фронтам. В частности, они обвиняют его в неспособности противостоять «агрессии» России на Украине. «Вы посмотрите, какой творится хаос. Неужели кто-то думает, что Путин вторгся бы в Крым, если бы президентом США был Джордж Буш? Нет! Даже Путин достаточно умен и понимает, что Буш бы уже через 10 секунд дал ему в нос», - заявил спикер Палаты представителей Джон Бейнер. Причем у республиканцев есть план как исправить сложившуюся ситуацию. Они требуют от Обамы резко усилить давление на Россию и как следствие, взять курс на прямую вовлеченность Соединенных Штатов в украинский кризис. В частности, начать поставки оружия на Украину и отменить эмбарго на экспорт нефти, что позволит американским компаниям начать экспорт сланцевой нефти в Европу и снизить зависимость Старого Света от российских энергоносителей.
Однако президент вряд ли пойдет на эти шаги, и в случае принятия подобных законов в Конгрессе попросту воспользуется своим правом вето (на преодоление которого голосов у республиканцев просто не хватит). И не от особой любви к России, а исходя из чисто прагматических причин. Во-первых, некоторые из этих законов противоречат интересам спонсоров Демократической партии из числа представителей нефтехимической промышленности, которым нужна дешевая нефть в США. Во-вторых, эмбарго на экспорт и низкие цены на энергоносители в США позволяют не только поддерживать высокий уровень дохода нефтепереработчиков, но и являются одной из основ роста американской промышленности. В-третьих, Обама понимает, что реализация республиканских инициатив будет позиционироваться как исправление республиканцами ошибок самого президента, в частности инициированной им «перезагрузки». И поэтому он волей-неволей должен защищать Владимира Путина и остатки российско-американских отношений. Наконец, в-четвертых, Обама является сторонником «мягкой силы» и в принципе против прямого вовлечения Соединенных Штатов в еще один конфликт - ему хватает Ближнего Востока и Восточной Азии.
Однако вероятный срыв радикальных предложений республиканцев отнюдь не означает, что Москва может рассчитывать на какие-то позитивные подвижки в позиции США в украинском вопросе и на стабилизацию наших отношений. Обама не станет инициировать какую-то новую перезагрузку, поскольку ему это просто не нужно. Вашингтон взял курс на пусть и осторожное, но все же сдерживание России, и замораживание наших отношений будет иметь как минимум среднесрочный характер. Даже если демократы и победят на выборах 2016 года, вряд ли они откажутся от политики выдавливания России из Европы и наказания ее за «крымский прецедент».