Несмотря на текущее снижение, в долгосрочной перспективе мировые цены на нефть будут оставаться высокими. С таким заявлением выступил главный исполнительный директор Royal Dutch Shell Бен ван Бёрден.
В своем интервью телеканалу CNBC глава Shell также прокомментировал действия компании в сегменте сланцевой нефти в США (Oil price will be ’robust’ in long-term: Shell CEO). Кроме того, Ван Бёрден коснулся вопроса о воздействия санкций на проекты Shell в России и энергетического сотрудничества Запада и России (All future Russian projects not on hold: Shell CEO).
"В настоящий период мировые цены на нефть снижаются, однако, на мой взгляд, стоит также отметить, что довольно долгое время цены были довольно стабильными. Это тоже немаловажно. Мы должны подходить к оценке динамики рынка нефти в долгосрочной перспективе, а не только в отдельном периоде времени. Этого требует планирование инвестиционных проектов компании — многие из них обычно осуществляются в течение десятилетий.
Если оценивать нефтяной рынок в долгосрочной перспективе, мы считаем, что цены будут оставаться довольно высокими. Для этого есть фундаментальные причины: рост мировой экономики и рост спроса на нефть. При этом нефть все труднее находить и все труднее добывать. Так что мы придерживаемся довольной оптимистичных ожиданий по нефтяным ценам. Не буду называть вам конкретных цифр, наверняка ошибусь. В то же время для хеджирования рисков в краткосрочной перспективе мы работаем по нашей торговой стратегии, чтобы минимизировать потенциальный ущерб от резких ценовых колебаний.
Что касается наших сланцевых проектов в США, мы зашли в этот рынок по-крупному, и я не жалею об этом. Сланцы — один из последних оставшихся сегментов нефтяного рынка, который остается доступным. Для того чтобы быть успешным на нем, управление проектами должно быть грамотным, затраты на добычу должны быть конкурентоспособными, необходимо иметь права на землю в точных участках геологических формаций и, кроме того, необходимо также иметь возможностью создавать добавочную стоимость в процессе добычи и сбыта сланцевой нефти. Повторюсь, мы зашли по-крупному. После этого мы начали постепенно рационализировать портфель наших активов, и сейчас в Северной Америке у нас 4 очень сильных проекта, которые мы намерены разрабатывать в дальнейшем.
В вопросе санкций против России мы также придерживаемся долгосрочной точки зрения. Часть из наших проектов в России могут быть приостановлены, другие продолжатся позднее, отдельные проекты будут исключены из санкций. Оценивая эту ситуацию в долгосрочной перспективе, я считаю, что санкции являются временными. На мой взгляд, испорченные отношения в одном из крупнейших регионов мира, богатого ресурсами, не в интересах ни России, ни тем более Запада. Этот конфликт должен быть улажен".