Госдума на сегодняшнем заседании рассмотрит во втором чтении законопроект о поправках в Налоговый кодекс, которые предусматривают, в частности, признание подакцизным товаром сахаросодержащих напитков и увеличение в 2023-2025 годах налоговой нагрузки на газовую и нефтяную отрасли. Документ инициировало правительство РФ.
Об акцизе
В редакции первого чтения предполагалось, что сахаросодержащие напитки станут подакцизными с 1 января 2023 года, но ко второму чтению решили отложить введение акциза до 1 июля 2023 года.
"В целях обеспечения дополнительных доходов федерального бюджета для возможности выделения бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2023 и на плановый период 2024 и 2025 годов на реализацию мероприятий федерального проекта "Борьба с сахарным диабетом" законопроект предусматривает признание подакцизным товаром сахаросодержащих напитков", - говорится в пояснительной записке.
Согласно документу, сахаросодержащими напитками признаются безалкогольные напитки, произведенные с добавлением сахара или иных подслащивающих веществ, содержание которых превышает 5 г на 100 мл напитка. Не будут облагаться акцизом напитки, прошедшие госрегистрацию специализированной пищевой продукции и включенные в единый реестр специализированной пищевой продукции, напитки брожения, квасы с содержанием этилового спирта от 0,5% до 1,2% включительно, а также соки, нектары, сокосодержащие напитки и морсы.
Ставка акциза на сахаросодержащие напитки устанавливается в размере 7 рублей за 1 л. Принятыми ко второму чтению документа поправками уточняется понятие сахаросодержащих напитков. В частности, изменяются формулировки по использованию спирта, а также расширяется список исключений из напитков, подпадающих под акциз, в том числе за счет сиропов и молочной продукции. Из товаров, облагаемых нулевой ставкой акциза, исключается пиво с содержанием сахара. Ко второму чтению были внесены поправки, уточняющие, что нормы коснутся напитков, которые упакованы в потребительскую упаковку. Акциз не будет взиматься с напитков, изготовленных и упакованных организациями и ИП, оказывающими услуги в сфере общественного питания. Кроме того, уточняется состав подслащивающих веществ: сахар (глюкоза, фруктоза, сахароза, декстроза, мальтоза, лактоза), сироп с сахаром, мед.
Налог на прибыль для экспортеров СПГ
Ставка налога на прибыль для экспортеров сжиженного природного газ (СПГ) в 2023-2025 годах, согласно редакции документа, принятой ко второму чтению, может быть увеличена до 34%. Редакция документа в первом чтении предполагала меньшее увеличение ставки - до 32%, что должно было принести бюджету в 2023 году 200 млрд рублей. Теперь, в отличие от редакции принятого в первом чтении законопроекта, эта ставка распространяется только на тех, кто осуществил экспорт хотя бы одной партии СПГ до конца года. Кроме того, в новой версии документа восстанавливается право на применение пониженных ставок, установленных регионами.
Налоговую ставку по НДПИ скорректируют
Согласно документу, скорректированная налоговая ставка при расчете НДПИ на газ может заработать с 1 января 2023 года, а не с 1 июля 2023 года, как предполагалось ранее. Документ предусматривает увеличение в 2023-2025 годах налоговой нагрузки на газовую и нефтяную отрасли.
Предыдущая версия законопроекта предусматривала корректировку механизма расчета НДПИ на природный газ с 1 июля 2023 года. В его рамках в формулу расчета налога вводится коэффициент Ккг. Предполагается, что с 1 января 2023 года по 30 июня 2024 года он составит 134 рубля за 1 тыс. куб. м, с 1 июля 2024 по 30 июня 2025 года - 285 рублей, с 1 июля 2025 года - 305 рублей.
Ранее сообщалось, что корректировка механизма расчета НДПИ может принести бюджету 28,28 млрд рублей в 2023 году, 99,945 млрд рублей в 2024 году и 149,6 млрд рублей в 2025 году.
Так как корректировка механизма может произойти на полгода раньше, то и предполагаемые доходы бюджета в 2023 году могут вырасти.
Законопроект предполагает введение с 1 января 2023 по 31 декабря 2025 год "нашлепки" к НДПИ на газ, которая будет приносить бюджету дополнительно 50 млрд рублей ежемесячно, то есть по 600 млрд рублей в год. В этой части новый проект документа остался без изменений.