Царскосельский музей-заповедник впервые представил публике собрание работ ленинградских художников, которые после освобождения города Пушкин в 1944 году запечатлели разрушения дворцово-паркового ансамбля в годы Великой Отечественной войны. На выставке, открывшейся во вторник, также демонстрируются документы, фотографии и подлинные фрагменты отделки интерьеров и павильонов, сообщили в пресс-службе учреждения культуры.
"Впервые за почти восемь десятилетий широкая публика увидит собрание акварелей и рисунков, которые хранятся в фондах музея. Это важный художественный документ царскосельской истории - более 30 работ известных ленинградских художников Александра Васильева, Юрия Тулина, Ии Михранянц, Нины Веселовой, Леонида Хижинского. В 1944 году, после освобождения города Пушкин, они запечатлели разрушения царскосельского ансамбля", - рассказали в музее-заповеднике.
Кроме того, в экспозицию, которая располагается на цокольном этаже Камероновой галереи, вошли хранящиеся в музейных фондах чертежи, документы, рукописные материалы, фотографии и фрагменты убранства дворцовых интерьеров и парковых павильонов. "Наша экспозиция - это попытка напомнить о чувствах людей, вернувшихся в освобожденный город и увидевших катастрофические последствия оккупации. Индивидуальное восприятие каждым художником общей для всех трагедии мы дополнили подлинными фрагментами отделки дворцов и павильонов. Сотрудники музея, которые их сохранили после войны, знали, что наступит время, и материальные свидетельства превращенных в руины царскосельских памятников станут бесценными образцами для будущих восстановительных работ", - привели в пресс-службе слова заместителя директора по научной работе ГМЗ "Царское Село" Ираиды Ботт.
24 января 1944 года город Пушкин был освобожден от фашистской оккупации. В марте того же года госинспекция по охране памятников направила в только что созданную Дирекцию дворцов-музеев и парков Пушкина тех, кто зафиксирует состояние архитектурных шедевров. Сюда приехали молодые художники Васильев, Веселова, Михранянц, Тулин и фотографы Михаил Величко, Сергей Гасилов, Илья Наровлянский.
Как рассказала хранитель коллекции живописи Лариса Бардовская, материалов не хватало, художники в основном работали карандашом и тушью, лишь часть работ выполнили в технике акварели и гуаши. "Жили они вместе с музейными сотрудниками в двух квартирах в Дежурной конюшне, в Кухонном корпусе Александровского дворца и в павильоне "Адмиралтейство". Кровли в этих зданиях были наскоро подправлены, окна забиты фанерой. Художники работали долгими часами на холоде, краски застывали, их с трудом удавалось нанести на бумагу. Прямо на их глазах общая картина менялась: сохранившиеся фрагменты зданий очищали от завалов и мусора, воронки от бомб заполняли щебнем и землей. Природа тоже брала свое - уже весной 1944 года кусты сирени и жасмина стали скрывать следы разрушений", - привели слова хранителя в пресс-службе.
Сюжеты для зарисовок художники выбирали совместно с сотрудниками музея. В Царском Селе отметили, что несмотря на трагичность этих сюжетов, во всех работах ощущается поэтизированное восприятие увиденного, рождавшее надежду на возрождение утраченной красоты. Выставка будет доступна для посещения до 15 сентября, вход - свободный (по билету в Екатерининский парк).
О музее-заповеднике
Царскосельский музей-заповедник, бывшая парадная резиденция российских императоров, основанная Петром Великим для его жены Екатерины I, является одним из самых посещаемых туристических объектов России. Наиболее популярными среди посетителей объектами заповедника являются Екатерининский дворец с Янтарной комнатой, павильон Агатовые комнаты и музей Первой мировой войны в Ратной палате. В конце лета 2021 года после многолетней реставрации для публики открылись личные апартаменты Николая II и его супруги Александры Федоровны в Александровском дворце.