Несмотря на публичные заявления, китайско-российское сближение, возможно, не может полностью скрыть возникающее раздражение российских элит по отношению к Пекину.
В последней статье профессора Александра Лукина в Washington Quarterly отмечается это изменение. Лукин теперь откровенно признает, что “любые возможные изменения в политике США, вероятно, окажутся меньшим сдерживающим фактором для дальнейшего российско-китайского сближения, чем опасения России по поводу растущей самоуверенности Китая”. Он утверждает, что “пик российско-китайского сближения, вероятно, пройден".
Это не редкость среди западных ученых или прозападных российских экспертов. Однако Лукин не относится ни к той, ни к другой категории.
Лукин служил в Министерстве иностранных дел СССР и посольстве СССР в Китае, был вице-президентом Российской дипломатической академии. Ни одна из этих позиций не была бы возможна, если бы Лукин был прозападным либералом.
Лукин пользуется высоким авторитетом в Китае. Он получил медаль от тогдашнего председателя КНР Ху Цзиньтао за “Выдающийся вклад в развитие китайско-российских отношений”, а также медаль Шанхайской организации сотрудничества в связи с ее 10-летием за его роль в создании и развитии ШОС. Он также занимает должность профессора кафедры в Чжэцзянском университете. Опять же, все эти почести свидетельствуют о том, что Лукин одновременно активен в китайских дипломатических кругах и в целом дружелюбен по отношению к Китаю.
Таким образом, возможно, точка зрения Лукина может представлять определенный сдвиг в мышлении некоторых российских элит, которые не могут публично высказывать свои опасения из-за необходимости поддержания поверхностной гармонии китайско-российских отношений.
Если критика Лукина верна, то в глубине души российские элиты обеспокоены Китаем. Хотя в этих отношениях играет роль множество факторов, одним из наиболее тревожных для россиян является растущее влияние Китая в Центральной Азии.