«Неудобная» для Дурова история мессенджера Telegram
Блокировка Телеграма, бесспорно, является центральным сюжетом сегодняшней новостной повестки. Пишут о мессенджере все, начиная от политиков и экспертов, и, заканчивая рядовыми пользователями Сети. Самое смешное, что в этой огромной куче материалов почему-то не упоминается ключевая история, с которой всё и началось.
А началось все с теракта.
Год назад, 3 апреля 2017 года в питерском метро прогремел взрыв, в результате которого погибли 14 человек. Груды искореженного металла, лужи крови и мертвые тела — эта ужасная картина ещё надолго останется в памяти россиян. Особенно для тех, кто спешил на «техноложку», чтобы узнать, живы ли его родные и близкие.
В ходе расследования быстро выяснилось, что террористический акт готовился заранее. Курировали «операцию» напрямую из оплотов ИГИЛ на Ближнем Востоке, а вербовка и обучение велась с помощью тех самых «закрытых» чатов Telegram, что так усердно рекламирует сегодня Дуров.
Также задержанные боевики признались, что информацию о том, как изготовить взрывное устройство и как наиболее эффективно его применить, они почерпнули из джихадистских каналов, вольготно вещающих в мессенджере.
Сотрудники ФСБ решили ловить виновных в теракте, как говорится, «по горячим следам» и попросили Telegram предоставить ключи шифрования от 6 аккаунтов, причастных к инциденту в Петербурге.
Ответ владельца сервиса поверг всех в шок. Вместо того чтобы посодействовать следствию и помочь поймать террористов, Дуров на законный запрос правоохранителей ответил отказом.
Как итог, сперва компанию Telegram в судебном порядке оштрафовали на 800 тысяч рублей. А после года безуспешных попыток наладить продуктивный диалог с администрацией мессенджера, Таганский районный суд Москвы принял решение о немедленной блокировке сервиса на территории РФ.
Иными словами, суть конфликта не в том, что «кровавый режим» посягает на свободу слова и конфиденциальность российских граждан, как Дуров подает этот конфликт в СМИ и соцсетях. На самом деле, проблема заключается лишь в самом Дурове, не желающем, во-первых, исполнять законодательство РФ, а во-вторых, выдавать сотрудникам российских спецслужб переписку РЕАЛЬНЫХ террористов, по вине которых погибли РЕАЛЬНЫЕ люди.
Что самое циничное в этой истории: разговорчики про «свободу», да и сам конфликт, масштабом с целую страну, помогают ушлому бизнесмену пиарить его новое детище — блокчейн-платформу, на которой Дуров планирует торговать собственной крипитовалютой. Под это дело «борец» аккумулировал более 850 миллионов долларов инвестиций, которые, к слову, тихо рассосались по оффшорным счетам, зарегистрированным на Британских Виргинских островах.
Потому все эти показательные бодания Дурова с российскими властями стоит расценивать не иначе, как громкую пиар-компанию новоявленного криптовалютчика.
Что примечательно, скандал с телегой стал благодатной почвой для хайпа не только Дурова, но и для российских оппозиционеров. Так, «присосаться» к горячей теме попытался главный клоун страны Навальный, который анонсировал протестные акции 5 мая такой вот припиской: «Мы не давали согласия блокировать Telegram. Это не соответствует национальным интересам в нашем понимании».
Впрочем, уже сейчас политологи не без юмора отмечают, что торгаш и хайпожор Дуров при должном желании мог бы замахнуться на место самого Навального. С другой стороны, их шуточные подозрения не так далеки от реальности. Если бы Дуров хотел, он мог бы давно заниматься политикой, однако всем известно, что Дуров относится к россиянам лишь как к «рынку», на котором можно толкать свои «товар». Даже скорее как к быдлу, что хорошо было видно по акции со сбросом пятитысячных купюр в Петербурге.
Так что не надо, пожалуйста, преувеличивать. Дуров не «икона протеста». Скорее, обычный циничный торгаш, ставящий интересы своего бизнеса выше безопасности людей. История с блокировками — яркое тому подтверждение. Вместо того чтобы вставать в позу и пиариться, мог бы внести реальный вклад в борьбу с терроризмом.
Но увы.